Верующие и атеисты в современном обществе |
![]() |
![]() |
![]() |
26.11.2015 00:00 | ||
В обсуждении приняли участие кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской семинарии иерей Валерий Духанин; главный редактор старообрядческого журнала «Церковь» Александр Васильевич Антонов; религиовед, главный редактор портала «Россия для всех» Роман Владимирович Багдасаров; аналитический психолог, главный редактор консервативного портала для женщин «МАТРОНЫ.ру» Лидия Александровна Сиделёва; кандидат философских наук, доцент кафедры этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Алексей Алексеевич Скворцов. Вели круглый стол сотрудники «НиР» Сергей Антоненко и Марианна Марговская.
Материалы дискуссии публикуются в ноябрьском и декабрьском номерах журнала «Наука и религия». Сергей Антоненко и Александр Антонов Сергей Антоненко (далее С. А.): Давайте возвысимся над прагматизмом наших будней и его конкретными проявлениями и зададимся поистине философским вопросом: есть ли нравственный смысл в бытии без Бога? Иными словами, есть ли смысл в жизни атеиста? И правомерно ли отказывать убеждённому атеисту в нравственности?.. Иерей о. Валерий Духанин и Марианна Марговская Иерей о. Валерий Духанин (В. Д.): Люди чаще всего о смысле жизни рассуждают не с рациональных и мировоззренческих позиций, а с точки зрения внутреннего ощущения наполненности бытия. Жизнь атеиста, конечно, может быть наполнена – идеями, стремлениями, принципами. Но, как человек верующий, я замечу, что в смысле жизни атеиста всё же есть некая ограниченность. Верующий человек исповедует не только бытие Божие, но и бессмертие души. Значит, для него открывается некая бесконечная перспектива, и эта перспектива жизни вечной придаёт особую радостную наполненность и нынешней, посюсторонней жизни. Вспомним знаменитое «пари Паскаля»: великий французский математик и философ утверждал, что верующий человек в экзистенциальном споре с неверующим всегда будет в выигрыше. Даже если мы не знаем, есть Бог или нет, нам разумнее верить и следовать Божиим заповедям. Пусть даже Бога нет – жизнь в соответствии с религиозными принципами лучше и чище и с точки зрения общечеловеческой нравственности. А если Бог есть, «выигрыш» верующего огромен – жизнь вечная!.. Мне вспоминаются и слова Иммануила Канта. Философ говорил, что для построения прочной нравственной системы необходимо признание трёх фундаментальных положений – бытия Бога, наличия у человека бессмертной души и свободы воли. Нравственность, конечно, не принадлежит исключительно верующим. И атеисты поступают порядочно, а бывает – и жертвенно. Но мировоззренческого базиса и мотивации для прочной нравственности у них объективно меньше, чем у человека верующего. Алексей Скворцов Алексей Скворцов (А. С.): Сразу оговорюсь: я считаю себя человеком верующим. В то же время мне интересна мораль как феномен мировой культуры. На мой взгляд, широко обсуждавшиеся этим летом слова протоиерея Дмитрия Смирнова о самоубийстве как логическом финале жизни без Бога – не что иное, как попытка интерпретации образа Кириллова, выведенного Ф. М. Достоевским в романе «Бесы». Кириллов – не просто неверующий. Для него Бог – это идея, которую надо разрушить. А богом хочет стать он сам. Но как такой богоборец может доказать свою абсолютную свободу? Только уходом из жизни по собственной воле. Выбор вольной смерти – как ему кажется – это акт предельной духовной независимости. Отказывать атеистам в нравственности невозможно. Наши деды, отцы воспитывались и формировались в атеистическом обществе и при этом были потрясающими в моральном плане людьми. Конечно, в советском обществе были и верующие, но ведь были и те, кто вполне сознательно считал себя атеистом и при этом был носителем высоких нравственных принципов. Моральная позиция зачастую не зависит от других мировоззренческих установок. Мораль воплощает всю непрагматическую, неэгоистическую часть культуры. Её ценности универсальны, и их носителями могут быть люди неверующие. Здесь философия смыкается с житейской мудростью: если мы делаем общее дело, если нас объединяет взаимовыручка – мы не задаёмся вопросом, кто верующий (и какой конфессии), а кто – атеист. Но если говорим не об индивидуальном опыте, а об обществе в целом, то возникает вопрос: а каково соотношение носителей полярных мировоззренческих позиций в современной России? По моим наблюдениям, у нас сегодня верующие и атеисты – это два меньшинства, две группы, причём и те и другие подвергаются агрессивным выпадам или дискриминации. А большинство между ними – это носители массовой культуры, которые во всём, что касается веры или неверия, следуют обычной конъюнктуре, или моде. Есть атеисты с универсальной моральной жизненной программой, которая основывается на абсолютных ценностях. Один из них – замечательный русский философ А. А. Зиновьев, с которым мне довелось работать на одной кафедре. Я бы согласился с Достоевским в том, что атеизм ближе всего стоит к вере. По сути дела, это тоже вера – в свободу и независимость человека. Мои знакомые атеисты верят в науку как преображающую силу, способную привести человечество к процветанию. Бесспорно, многие из них – глубоко порядочные люди. На мой взгляд, атеизм закрывает дорогу не к морали, а к внутреннему духовному опыту, которым так богата религия. К опыту самопознания, стремления к совершенству, переживания глубины отношений с другими людьми и Богом. И всё же... У меня есть личная вера в то, что глубоко порядочные, думающие атеисты – их иногда называют «анонимными христианами» – в конце концов всё же приходят к Богу. Александр Антонов (А. А.): Мы сейчас с вами говорим об очень сложных и очень мощных явлениях в жизни человечества. Религия, вера – сила, подобная ядерной энергии, которая может, скажем, согревать жилище или освещать город, а может разлиться Чернобылем. Неверно истолкованное, извращённое религиозное учение может стать знаменем для группировок, подобных ИГИЛ. Но и в каждой нормальной, живой религии присутствуют элементы, которые могут порой привести к деструктивным действиям. Поэтому, кстати, необходимо, чтобы, подобно тому, как для работы на атомной станции люди проходят специальное обучение, в сфере проповеди, религиозного учительства, трудились только те, кто имеет соответствующее образование и подготовку. И всё же основа человеческого общежития – учение Христово о любви ко всем людям. Но вот «толерантная» этика Европы оторвалась от своих христианских истоков, обеззубела без Христовой опоры. Я считаю, что сегодня необходимо создавать современное общество истинной толерантности, взаимной терпимости – но обязательно на Христовом основании. А на любом другом основании просто не получится возвести ничего долговечного!.. И задача не в том, чтобы извне принудить любить и уважать друг друга людей разных исповеданий, верующих и атеистов. А в том, чтобы изнутри каждой конфессии найти мотивации для любви. Кто такие атеисты? На мой взгляд, это – животные. Но не в оскорбительном смысле! Я, например, считаю, что одно из доказательств бытия Божия – это существование животных. Атеист – это высшее животное, «умный дурак». Вот пример – интеллектуал Бертран Рассел, написавший книгу «Почему я не христианин?». В ней философ рассказывает, как он пришёл к неверию. В детстве он спросил маму: откуда взялся весь этот мир? И получил ответ: это всё Бог создал. Тогда он спросил: а кто создал Бога? Ответа, конечно, не получил... И вот спустя годы блестящий логик Рассел с гордостью рассказывает об этом случае, не замечая элементарной логической нестыковки. Ибо некорректно спрашивать, кто создал Создателя всего! Отец Валерий говорил об имманентном аспекте смысла жизни – внутреннем ощущении полноты бытия. Но ведь есть – по крайней мере мы, христиане, видим и ощущаем его! – ещё и трансцендентный аспект: а как моя жизнь объективно будет выглядеть с позиций Вечности?.. И вот, боюсь, что этот последний критерий оценки атеистам неведом. Когда они начинают спорить с верующими о том, чья позиция нравственней, обычно приводят один неотразимый, с их точки зрения, аргумент: страдание детей в этом мире. Почему мучаются невинные? Как же всеблагой Господь допускает это? Я скажу так: на этот вечный вопрос нет ответа. Верующему тут остаётся только благочестиво промолчать и помолиться. Но ведь он может, в конце концов, как библейский Иов или Иван Карамазов, даже «предъявить претензии» Богу, «укорить» Его: как же так, Ты, Господи, допустил всё это?.. Атеисту же вообще не о чем и не с кем говорить. Кому он может адресовать своё недоумение, свой протест? – Только равнодушной, безмолвной Вселенной. Роман Багдасаров Роман Багдасаров (Р. Б.): Думаю, что смысл жизни у атеиста есть. Но в чём он заключается – об этом нужно спрашивать каждого конкретного атеиста. Представление о конечности, об ограниченности человеческой жизни во времени может стать для неверующего человека императивом, стимулом к тому, чтобы более полно проживать отпущенное время. Атеизм как форма мировоззрения в России сегодня практически не институциализирован. Немало людей, называющих себя атеистами, воюют не с религией, а с Церковью, и даже с очень конкретной церковной организацией, которая доминирует в России, – с Московским Патриархатом. Полагаю также, что не стоит отказывать атеистам в нравственности. Все атеисты, которых я знаю, – за строжайшее соблюдение правовых норм. А я убеждён, что противопоставление закона и нравственности – негодная позиция. Благодать приходит не на пути пренебрежения законом, а на пути его исполнения. Лидия Сиделёва Лидия Сиделёва (Л. С.): Из своего опыта знаю: часто люди, которые утверждают, что Бога нет, просто боятся кому-либо подчиниться. Интересно, что с нравственностью у атеистов нередко дела обстоят лучше, чем у так называемых духовных людей. У верующих есть моральная опора – понятие Бога, например. Но это не такая простая категория – на «Бога» можно, например, «навешивать» свои личностные проекции. И тогда получается, что всё равно – идёт ли речь о Всемогущем Существе или любой другой фигуре, на которую удобно проецировать свои духовные представления. У атеиста же подобной опоры нет, он должен работать только со своим «собственным материалом». В то же время верующий человек способен лучше проработать и принять то, что задано от рождения, не принадлежит лично ему и не управляется им – от принадлежности к полу до бесконечности Вселенной и ограниченности человеческого бытия. У атеиста же эти моменты вызывают немало тревоги, и он ищет избавления от неё, например, уверовав в незыблемость законов физики. Кроме того, атеисты опираются в основном на логику, у верующего же человека есть выбор – опираться только на логику или ещё на сверхлогический опыт. Думаю, и атеизм, и религия – это пути познания себя. Духовный поиск присущ и верующим, и атеистам. Всё дело в том, насколько далеко человек готов пойти в поисках ответа на вопрос «Зачем я живу на свете?». С. А.: Каков же фундамент – или мотивация – атеистической нравственности? Я предлагаю всем участникам дополнить высказанные мысли. В. Д.: Александр Васильевич сказал о радикальных действиях некоторых религиозных сообществ. Есть известное выражение: вера без любви превращается в фанатизм. Но это неполноценная вера, которая не оживляется самым главным в религиозной жизни. Начиная с первых веков существования христианства, оно завоёвывало мир не разрушением, а тем, что показывало пример нравственности в разлагающемся языческом мире. Другое дело, что люди – существа несовершенные, и у каждого случается в жизни что-то недостойное нашей веры. И всё же самые страшные события недавней истории – революции, массовый террор – совершались людьми неверующими. У верующего человека есть понятие нравственной святыни – духовной ценности, которая выше него. У атеиста же таких нерелятивируемых ценностей нет. Поэтому атеисту легче попасть под чьё-то идейное влияние, ими проще манипулировать. В этом – нравственная слабость атеизма. А. А.: Атеисты бывают очень разные. Убеждённых атеистов следует, по крайней мере, уважать за их честность. Ведь многие из тех, кто сегодня исповедует ту или иную религию, совершенно не понимают, во что же, собственно, они верят. Я предложил бы ещё и такую типологию. Есть анти-теисты – богоборцы, страстно протестующие против религии. А есть именно а-теисты, в строгом смысле этого слова, которые как бы находятся «по другую сторону». Мартин Хайдеггер сказал, что атеизм заключается не в наивной борьбе с Богом, а в том, что мы не можем, при всех усилиях воли, вынести определённого решения относительно Бога и богов. По сути, это высказывание характеризует ситуацию, в которой оказалось европейское общество после провозглашённой Ницше «смерти Бога». Жалка наша эпоха, – пишет Хайдеггер, – эпоха мировой ночи, когда отсутствие Бога не замечается как отсутствие. Среди наших молодых современников много симпатичных, добрых людей, которые просто никогда не задавались ни вопросом о существовании Бога, ни вопросом о смысле жизни. Марианна Марговская: Мы выяснили, что и смысл жизни у атеиста есть, и нравственность ему не чужда... При этом атеист сознаёт, что у его земной жизни нет продолжения. А верующий сознаёт вечность собственного существования. Но вот тут недавно я посмотрела советский фильм «Всё остаётся людям», снятый в 1963 году. Эта картина по-иному расставляет акценты. Атеист знает: когда он уходит из мира, всё, что остаётся, – это плоды его трудов, его действий. И в них для него – либо забвение, либо бессмертие. Возможно, именно в этом – в памяти о делах человека – и заключается надежда на бессмертие для атеистов?.. А. С.: Идея бессмертия, иммортология, вошла в плоть и кровь русской культуры. Но эта идея никак не может быть сведена к памяти потомков. Вспоминаются слова испанского философа Мигеля де Унамуно, очень точно выражавшего некоторые христианские смыслы: глубочайшим недомыслием является точка зрения, согласно которой я сохранюсь в своих потомках; я ведь хочу личного бессмертия, хочу сохранить свою личность. И действительно: почти каждый человек хотел бы узнать, что будет дальше – с его семьёй, страной, миром? Показательно, что многие атеисты тоже верят в бессмертие – только без Бога, при помощи различных естественнонаучных технологий. Христианская же идея другая: действительная победа над пугающей нас смертью – воскрешение в будущей жизни с преображёнными телами. Л. С.: Вера даёт человеку большую опору, но очень часто верой называют нечто вроде параноидальной шизофрении. Возникает страх «Большого Брата». Дети, которым говорили «не делай того-то и того-то, потому что тебя Боженька накажет», очень часто, вырастая, отказываются ходить в церковь: там Кто-то за мной следит, говорят они. Я согласна с Алексеем Алексеевичем: большая часть наших соотечественников – это и не верующие, и не атеисты. Я назвала бы их «пофигисты». Причём – с развитым магическим мышлением. Как раз такие люди обычно демонстрируют психологическую нестабильность. Им в принципе всё равно в кого и во что верить. Важно, чтобы был какой-то психологический амортизатор, избавляющий от страха бытия. Пример – «русские буддисты», воспринимающие учение о сансаре, о вечном круговороте рождений и смертей как радостную весть о возможности новых жизней, в то время как классический буддизм видит в этом лишь колесо страдания. Человек, имеющий серьёзный религиозный опыт, переживший личную встречу с Богом, конечно, гораздо более устойчив. А. С.: Хотел бы подчеркнуть ещё одну особенность атеизма, которая представляет собой защитный механизм против фанатизма. Настоящий атеист – по определению скептик, критически настроенный по отношению к любым идеологиям. Другое дело, что в истории редко встречаются такие рефлексирующие личности – чаще всего мы имеем дело с атеистами, связанными с какой-то определённой идеологией. Между прочим, я считаю, что упомянутый здесь ИГИЛ – это не столько религиозное, сколько, и даже в первую очередь, политическое и даже коммерческое явление. С. А.: Мы переходим от глобальных вопросов – к отечественной проблематике. Есть ли у атеизма в России своя историческая, духовная, психологическая специфика? Является ли современный российский атеизм русским по своим культурным корням феноменом? Р. Б.: На мой взгляд, российская специфика состоит прежде всего в том, что в советский период состоялась институционализация атеизма. Конечно, различные формы вольнодумства и безбожия существовали и в Российской империи, но до принятия императорского указа «Об укреплении начал веротерпимости» в 1905 году тот, кто объявлял себя атеистом, мог быть поражён в правах. Поэтому говорить о реальных масштабах явления до начала XX века очень сложно. В Советской России атеизму полуофициально был придан государственный статус. И если до революции русские рассматривались как титульная категория подданных Российской империи, которая формировалась не в последнюю очередь за счёт ассимиляции других народов, то с образованием СССР стали раздельно отмечать русских, украинцев и белорусов. Понятие «русские» в советский период требовало нового наполнения, не связанного с прежним, «шовинистическим» (по оценкам большевиков). Религиозность, которая считалась атрибутом кондовой, «ветхой» русскости, была несовместима с задачами социалистического строительства. Поэтому граждане СССР, строившие социализм и при этом относившие себя к русским, стремились отмежеваться от любой формальной религиозности. В советскую эпоху, в полную противоположность идеям Достоевского, быть русским означало как раз «не быть православным». Конечно же, советским атеистам был присущ квазирелигиозный этический кодекс. Я бы назвал его «титаническим». Советский титанизм отличался сакрализацией соратников в деле строительства новой жизни и защиты социалистического Отечества. Такие явления как дружба, любовь, семья, совместный труд, воинское братство получили почти религиозный смысл. Это не оставалось лишь на уровне официальной пропаганды, а проникло глубоко в личные отношения. Именно эта коллективистская черта советской ментальности часто ассоциируется с представлениями о высоте советской нравственности и является предметом ностальгии старшего поколения. Этим же объясняется, с какой лёгкостью представители того поколения сменили убеждения – с атеистических на православные, точнее – с квазиатеистических на квазиправославные. Нравственные представления не формируются одномоментно. Как известно, большевики в своё время позаимствовали у православия целый ряд моральных категорий – например, требование аскетического отношения к труду, осуждение адюльтера. Однако и современное православие использует в своей проповеди и практике ряд выработанных в советское время представлений. Например, явно советские истоки имеет представление о Церкви не как о религиозной общине с демократическими основами, а как об армии с жёсткой дисциплиной, командиром и подчинёнными, жёсткой пирамидой иерархии. Те же советские (а не патриархально-общинные, как считают многие) корни имеет широкое распространение бесплатного труда верующих на приходах. Отвечая на вторую часть вопроса, замечу, что современный российский атеизм осознаёт свою связь с традициями антицерковной и антирелигиозной мысли в нашей стране и, в частности, с советским атеизмом. Всё же на молодых атеистов более серьёзное влияние оказывают зарубежные мыслители, тот же Бертран Рассел, и западные популярные авторы, например, биолог-эволюционист К. Р. Докинз. В этом я не вижу какой-то особенной специфики, ведь атеистическое мышление всегда было ориентировано на последнее слово науки и философии. В. Д.: Атеизм не стоит связывать с какой-либо отдельной нацией. Ведь и в Древней Греции, и в Древнем Риме были те, кто бросал вызов Богу или богам. Ещё Лукреций писал, что страх создал первых богов. На мой взгляд, прорыв атеизма начался с Франции XVIII века. Рождение российского атеизма связано во многом с эпохой петровских реформ, хотя ни сам Пётр, ни его сподвижники атеистами не были. Первые сознательные атеисты в России появляются в середине XVIII века. Со временем атеистические настроения настолько укоренились в обществе, что даже обер-прокурором Синода мог быть безбожник Чебышев. И всё же внешне русское образованное общество оставалось религиозным вплоть до 1860-х годов, когда атеизм стал частью «символа веры» революционных нигилистов. Особенность исторического русского характера – идти за свою веру до конца, до смерти. Даже в том случае, если – парадоксальным образом! – это вера в несуществование Бога. Русский атеизм второй половины XIX – начала XX века очень часто представлял собой богоборчество. Вольтер сказал: «Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать». Михаил Бакунин дал французскому мыслителю «русский ответ»: даже если бы Бог существовал, Его следовало бы уничтожить!.. Точно так же «русские мальчики» перетолковали евангельскую мысль. Они искали своего рода самопожертвования, отдавая на погибель свои души ради призрачного «счастья народного». Русский атеизм, в отличие от французского и европейского, был чужд гедонизма. Вспомним героев Чернышевского и Тургенева – у них господствовал аскетический настрой. А. А.: Быть может, есть нечто общее в корнях русского нигилизма и современного религиозного экстремизма? Ведь не случайно же получается – откинем первую букву в слове «нигилисты» и получим «ИГИЛисты»... Кстати, наших дурных молодых ребят и девчонок влечёт в ряды экстремистов то же, что привлекало когда-то молодёжь в ряды революционеров – мечта о царстве справедливости. Не надо упрощать и думать, что их покупают за деньги. Здесь проявляется, по сути, манихейское сознание – противопоставление царства добра царству зла, с которым отождествляется весь реально существующий мир. У русского атеизма есть некоторые общие корни с религиозным фанатизмом, который тоже имел место в истории России. Оба ведут свою родословную от правдоискательства, правдолюбия. Кстати, ещё маркиз де Кюстин (первая половина XIX века) полагал, что революция в России произойдёт от поповских детей. А. С.: Всё же не могу согласиться с Александром Васильевичем: когда россияне или жители других стран присоединяются к террористическим организациям, часто дело не в жажде вселенской справедливости и не в религиозном фанатизме, а в куда более приземлённых вещах – стремлении вырваться из бедности, подзаработать. Присутствуют здесь и молодёжный авантюризм, и жажда вступить в схватку с ненавистными политическими силами, и даже желание следовать за друзьями или любимыми. Религиозных мотивов часто бывает значительно меньше, чем житейских. Русский атеизм появился тогда, когда в страну хлынуло европейское просвещение. Однако он сначала не был агрессивным, озлобленным. Лишь в годы революции возникло воинствующее безбожие. Я глубоко убеждён, что революция была успешной, потому что в ходе Первой мировой войны был уничтожен искренне верующий и самый нравственный слой нации. А когда пришли с войны те, кто приобрёл привычку убивать, но не имел твёрдых нравственных принципов, – тогда-то и началась общая русская смута. Мировоззренчески взвешенный, иногда научно обоснованный атеизм интеллигенции сменился жгучей ненавистью к прошлому, в том числе и к его религиозной культуре, и эта ненависть была внушена широким массам. Но и господствовавший в советское время атеизм был неоднозначным явлением. Я знаю немало учёных, среди них – мой научный руководитель Владислав Николаевич Шердаков, которые вынуждены были обосновывать атеизм, при этом были глубоко верующими, православными людьми. Но было распространено и другое явление: многие учёные – убеждённые атеисты – относились к религии, к религиозной культуре с уважением. Недавно ушёл из жизни замечательный религиовед, профессор философского факультета МГУ Кирилл Иванович Никонов. Он называл себя атеистом, но когда кто-то при нём говорил что-то мерзкое о религии, он всегда жёстко это пресекал. В современных же атеистах меня зачастую поражает воинствующий дух, нетерпимость, нежелание разобраться в сложных мировоззренческих вопросах. О них можно сказать словами Владимира Соловьёва о Ф. Ницше – «в критике христианства они поразительно мелко плавают». У них нет того уровня культуры и интеллигентности, который был у учёных-религиоведов советского времени и, разумеется, нет такого же уровня знаний. Есть какая-то немотивированная ненависть к явлениям, которые им непонятны. Л. С.: Существует такой феномен, как «христианский атеизм» – или, точнее, монотеистический по своим корням. Человек переживает свои отношения с Богом-Отцом как подчинённые отношения, и в какой-то момент он может захотеть отделиться от этого могущественного начала. Монотеизм формирует тип сознания и философствования, который на определённом этапе может привести к атеизму. Так что наш русский атеизм – он в чём-то тоже христианский. Русскому человеку свойственно особенно интенсивное переживание нравственного идеала – это касается как атеиста, так и верующего. В. Д.: Черты русского национального менталитета во многом сформированы именно христианством. И напряжённый поиск правды, и жертвенность – всё это христианские черты, которые просто в определённый исторический момент были узурпированы атеизмом.
Продолжение следует
|