blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды преподавателей Иерей Валерий Духанин Чему нас учит притча о блудном сыне
Чему нас учит притча о блудном сыне PDF Печать E-mail
28.02.2016 00:00

 

Проповедь проректора Николо-Угрешской духовной семинарии священника Валерия Духанина на Литургии в Казанском храме Николо-Угрешского монастыря 28 февраля 2016 г. в неделю о блудном сыне.

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Приближаясь к Великому посту, Святая Церковь каждое воскресенье предлагает нам поучительное повествование. Сегодня мы вспоминаем притчу о блудном сыне. По большому счету, это притча про каждого из нас. Эта притча о тех, кто потерян и кто может быть найден по любви Небесного Отца.

Блудный сын ушел от родного отца. Он забрал полагавшуюся ему часть имения и всё растратил, во время голода пристал к жителю чужой страны, нанялся пасти свиней и питался их кормом – рожками. Прийдя в себя, сын решает вернуться к отцу, но не рассчитывает на какое-то снисхождение. И вот, когда он с покаянием в сердце идет, отец сам спешит ему навстречу, с радостью вводит в дом и устраивает праздник ради того, что сын его «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15: 32).

Хочется уточнить, что рожки, которыми питался блудный сын, это не макаронные изделия, а стручки особого растения, «рожкового дерева», похожего на акацию. Эти стручки имеют форму рожков, ими можно питаться ранней весной, пока они мягкие. И что самое интересное, на вкус эти рожки сладкие. Так указывается на сладость греха, который заманчиво влечет к себе, но не может наполнить сердце подлинным благом.

Есть один общий принцип греха: на момент его совершения человеку кажется, что ничего более важного и правильного нет, что сейчас ты насытишь себя небывалым наслаждением, доставишь себе какое-то благо. Но как только это случается, внутри оказывается пустота, и ты всего лишь на всего вкусил от свиного корыта. Суть этого в том, что душа не может насытиться ничем, кроме Бога.

Мы все вкушаем от греховного наслаждения, но призваны к трапезе небесной. Бог ждет возвращения так же как ждал отец возвращения блудного сына. И нет такого греха, который Бог не мог бы простить.

Княгиня Наталья Урусова, описавшая жизнь людей в первые послереволюционные годы, приводит такой поучительный пример. В 1920 году на реке Волге на барже поместили в трюме арестованное духовенство. К ним привели еще трех арестованных за какой-то проступок матросов-атеистов, которые дерзко себя вели, отбирали передачи, всё лучшее забирали себе, а остальное выбрасывали за борт. Так духовенство голодало около двух недель. Неожиданно матросов приговорили к расстрелу, и им тут же связали руки, чтобы на следующее утро казнить. Один из них попросил закурить, другой попросил поесть, а третий спросил церковного старосту: «Где же ваш Бог? Если бы Он был, то не допустил бы меня приговорить к расстрелу за дело, которое я не совершал» – оказывается, двое других матросов его оговорили. Находившийся рядом с ним церковный староста ответил: «Может быть, вы совершили другое тяжкое преступление, за которое Бог вас теперь наказывает». И тот признался: «Да, я убил из мести нашего капитана, а когда его маленький сын бросился его защищать, я и его убил». Грех очевиден, воздаяние явно, но что же делать теперь? Староста рекомендовал ему каяться и от всего сердца молиться. Но он не знал никаких молитв. И тогда ему было сказано произносить все время: «Господи, помилуй». Так он покаянно молился до того самого момента, как настало утро и их повели на расстрел. И вот когда они уже стояли, один из осужденных признался: «Он невиновен, отпустите его». Чудо совершилось. Назад в трюм матрос вернулся с криком: «Есть Бог! Есть Бог!». Через год староста увидел его, как он молился в храме на коленях и плакал. Так покаяние от самого сердца в критический момент не только спасло жизнь этому грешнику, но и полностью переродило его.

И вот важно понять, что блудный сын не сидел сложа руки у корыта свиней, он решился подняться и вернуться к отцу. Покаяние – это не просто сожаление о грехах, не самобичевание, а активное обращение к Богу, это внутреннее стремление к Нему, как стремился блудный сын вернуться к родному крову.

Блудный сын был сотрапезником свиней, но через покаяние стал участником праздничной трапезы родного отца. Дело в том, что покаяние дарует радость душе, ибо и на небесах бывает радость о едином грешнике кающемся. Покаяние влечет за собой не уныние и бессилие, напротив, вдыхает силы в душу, очистившуюся от греха. И разве это не радость – свобода от того, что тебя внутренне угнетало и мучило.

 

Дай Бог, чтобы каждый из нас нашел в себе силы восстать от своей греховной немощи, покаянно обратиться к Небесному Отцу и через это стать причастником подлинной духовной радости. Аминь.