blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды преподавателей Иерей Валерий Духанин Православный приход мечты
Православный приход мечты PDF Печать E-mail
26.09.2016 00:00

 

Альманах "Лодка" собрал мнение священников о том, каким должен быть православный приход. Свое мнение в рамках материала альманаха высказал проректор Николо-Угрешской Духовной семинарии иерей Валерий Духанин.

 

о._Александр_Борисов

Протоиерей Александр Борисов
настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине (Москва)
Одна семья и свобода выбора

Основа любого при­хода — бого­слу­же­ние, Евха­ри­стия. При­ходы же в раз­ных местах неиз­бежно раз­ные — в цен­тре Москвы и в спаль­ном рай­оне, в городе и в селе. Здесь не может быть еди­ного пра­вила. Очень вер­ное опре­де­ле­ние при­хода дал Свя­тей­ший Пат­ри­архкото­рый ска­зал, что важно созда­вать именно общины, чтобы люди себя ощу­щали как одна семья. Гос­подь так и заду­мал Цер­ковь. И пер­вая Цер­ковь дей­стви­тельно была общи­ной.

Иде­аль­ный при­ход — это все­гда некая мечта. На при­ходе жела­тельно орга­ни­зо­вать молит­вен­ные группы (в кото­рых, напри­мер, матери молятся о своих детях), обя­за­тель­ную кате­хи­за­цию (от дли­тель­ной до более корот­кой), создать воз­мож­но­сть сов­мест­ной тра­пезы при­хо­жан. Непре­менно должна быть вос­крес­ная школа. При каж­дой пра­во­слав­ной общине хорошо иметь доста­точно боль­шой дом при­хода. Очень жела­тельно, осо­бенно для города, чтобы был спорт­зал — это важно и для моло­дежи, и для людей зре­лого воз­раста. Еще очень важно было бы при каж­дом храме орга­ни­зо­вать бога­дельню, хотя бы на 15 – 20 мест, для пожи­лых чле­нов при­хода, кото­рые отдали Церкви всю жизнь. Важно на при­ходе и окорм­ле­ние неиму­щих, хотя бы два-три раза в неделю. Жела­тельно вовле­кать всех при­хо­дя­щих в храм в при­ход­скую жизнь. Напри­мер, в группы изу­че­ния Свя­щен­ного Писа­ния. Такие еже­не­дель­ные встречи полезны именно для сози­да­ния при­хода. Но есть люди, кото­рым трудно нахо­диться в группе. При­нуж­дать здесь не сле­дует, нужно оста­вить сво­боду выбора каж­дому чело­веку.

Александр_Ильяшенко
Протоиерей Александр Ильяшенко
настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря
Внутреннее единство

При­ход дол­жен быть устроен по прин­ципу семьи. При­ход — боль­шая семья, где все друг к другу отно­сятся с любо­вью и по-доб­рому. Таких при­хо­дов много, но я счи­таю, непра­вильно назы­вать их хоро­шими или нехо­ро­шими. Это как гово­рить про семьи: смот­рите — пло­хая семья, хоро­шая семья. Согла­си­тесь, зву­чит, мягко говоря, странно.

Труд­но­сть при­ход­ской жизни в том, что со вре­ме­нем в при­ходе могут созда­ваться какие-то замкну­тые кружки. Люди много лет ходят в храм, друг с дру­гом позна­ко­ми­лись, и им не нужно новое обще­ние. Поэтому нужно стре­миться, чтобы при­ход был живым, рас­ту­щим, раз­ви­ва­ю­щимся.

Мне кажется, что на при­хо­дах должны быть какие-то объ­еди­ня­ю­щие слу­же­ния, когда люди зани­ма­ются живым, насто­я­щим делом. Важно внут­рен­нее един­ство: готов­но­сть прийти друг другу на помощь, под­дер­жать.

Алексий_Ястребов




Протоиерей Алексий Ястребов
настоятель прихода святых жен-мироносиц в Венеции
Наше место — лучшее для нас

При­ход мечты? А «здесь и сей­час» будет зву­чать слиш­ком само­до­вольно? На самом деле, это не шутка. Ведь если мы верим, что Гос­подь ста­вит нас, свя­щен­ни­ков, туда, куда нуж­нее для нас и для наших пасо­мых, то и полу­ча­ется, что наше место слу­же­ния есть луч­шее, что для нас может суще­ство­вать! Это не озна­чает, конечно, что нас должно все абсо­лютно устра­и­вать или мы должны поко­иться на вооб­ра­жа­е­мых лав­рах.

Иде­аль­ный при­ход опи­сан в Апо­ка­лип­сисе — это Цар­ствие Небес­ное. Все осталь­ные — это реплики иде­аль­ного, по-сво­ему стре­мя­щи­еся к совер­шен­ству, но еще не достиг­шие его. Вот почему ино­гда начи­на­ешь видеть в каком-то при­ходе «общину твоей мечты», а потом видишь, что и там все совсем не про­сто.

В Ита­лии очень друж­ные общины в Риме (Николь­ский и Ека­те­ри­нин­ский при­ходы), Милане, Бер­гамо, Боло­нье… Загра­нич­ные общины осо­бен­ные. Здесь у нас нет обще­ствен­ного фун­да­мента, как в Рос­сии и дру­гих стра­нах с пра­во­слав­ным насе­ле­нием. Если свя­щен­нику в Рос­сии, Бело­рус­сии или Казах­стане потре­бу­ется помощь главы рай­она, он ее полу­чит. Здесь же рас­счи­ты­вать на бес­ко­рыст­ную и заин­те­ре­со­ван­ную помощь мест­ных не при­хо­дится. Они помо­гают своей Церкви. Точно так же, как у нас дома люди помо­гают своей.

Самое же глав­ное, как мне кажется, это чтобы община была семьей во Хри­сте, когда люди соби­ра­ются в храме не только потому, что совер­ша­ется важ­ней­шее Таин­ство веры, но и потому, что они рады вновь уви­деть друг друга.

Я убеж­ден, что место встречи насто­я­теля и при­хо­жан — это гор­нило, в кото­ром очи­ща­ются, совер­шен­ству­ются их души. Тер­пе­ния при­хо­дится набраться и пас­тырю, и овцам. И как не выби­рают семью, так и не выби­рают при­ход. В этом я вижу осо­бое ука­за­ние Божие.

Что каса­ется выбор­но­сти духо­вен­ства. Мне кажется, что очень опасно при­ме­нять те пра­вила, кото­рые быто­вали в Древ­ней Церкви, к сего­дняш­нему дню. Иначе мы впа­даем в про­те­стант­ство, осно­ва­тели кото­рого из луч­ших побуж­де­ний «очи­стили» хри­сти­ан­ство, сами при этом оста­ва­ясь людьми сво­его века. Это при­вело к печаль­ным послед­ствиям.

Цер­ковь меня­ется вме­сте с обще­ством, но не пле­тется у него в хво­сте, а живет пол­ной жиз­нью со своим гла­вой и стерж­нем — Хри­стом. Обще­ство, госу­дар­ства, семьи живут пол­но­цен­ной жиз­нью лишь в той мере, в кото­рой они при­об­ща­ются Ему. В какие-то вре­мена, навер­ное, было воз­можно уза­ко­нить избра­ние свя­щен­ника общи­ной. В наше время в массе слу­чаев это неце­ле­со­об­разно из-за него­тов­но­сти к таким ответ­ствен­ным реше­ниям как общины, так и самого свя­щен­ника. Но, тем не менее, не вижу, что бы могло поме­шать общине в каж­дом отдель­ном слу­чае выдви­гать сво­его кан­ди­дата, обго­ва­ри­вая его вся­кий раз с пра­вя­щим архи­ереем. Знаю мно­же­ство при­хо­дов, вырас­тив­ших своих нынеш­них пас­ты­рей. Епи­скопы в таких слу­чаях часто идут навстречу.

Если чело­век, кото­рый регу­лярно посе­щает бого­слу­же­ния, не хочет вхо­дить в более тес­ное обще­ние на при­ходе, то, думаю, надо оста­вить его в покое и не доса­ждать ему, пока он сам не почув­ствует, что настало время для пол­но­цен­ного вхож­де­ния в евха­ри­сти­че­скую семью. При этом есть много при­ход­ских ини­ци­а­тив, очень сбли­жа­ю­щих людей, — это сов­мест­ное про­ве­де­ние досуга, палом­ни­че­ские поездки, мис­си­о­нер­ские походы.

Могу рас­ска­зать о нашем при­ходе. Мы — палом­ни­че­ский при­ход, поэтому должны быть открыты 24 часа в сутки для вся­кого сту­ча­щего в двери храма. А еще мы гото­вимся стро­ить храм и нуж­да­емся в помощ­ни­ках.

Александр_Пономаренко
Протоиерей Александр Пономаренко
настоятель Свято-Троицкого храма в Желтых Водах Криворожской епархии (Украина)
Радостный священник — радостный приход

При­ход для насто­я­теля — то же самое, что жена для мужа. Когда совер­ша­ется хиро­то­ния над буду­щим свя­щен­ни­ком, его три раза обво­дят вокруг пре­стола и поют те же самые пес­но­пе­ния, что и на вен­ча­нии. Можно ска­зать, что уже заочно свя­щен­ника вен­чают с буду­щим его при­хо­дом. Он его дол­жен любить всю свою жизнь, какие бы там ни были при­хо­жане. Есть народ­ная посло­вица: каков поп, таков и при­ход. Будет свя­щен­ник дре­му­чий — будет при­ход дре­му­чий. Будет радост­ный свя­щен­ник будет и при­ход радост­ным.

Насто­я­теля обычно назна­чает пра­вя­щий архи­ерей. Есть опыт помест­ных Церквей, где народ сам выби­рает насто­я­теля. Но нам пока не жела­тельна подоб­ная прак­тика: народ у нас недо­ста­точно про­све­щен­ныйи насто­я­теля выбе­рет по сво­ему образу и подо­бию. Что может создать боль­шие про­блемы для архи­ерея.

Бывает, что чело­век ходит на бого­слу­же­ния, но вообще не участ­вует в жизни при­хода. Но ведь во время Литур­гии, перед при­ча­стием, свя­щен­ник молится: «Нас же всех, от еди­наго Хлеба и Чаши при­ча­ща­ю­щихся, соедини друг ко другу во еди­наго Духа Свя­таго при­ча­стие». Зна­чит, мы при­ча­ща­емся Тела и Крови Хри­сто­вой и соеди­ня­емся с Ним и духовно, и телесно. И мы соеди­ня­емся друг с дру­гом во время Евха­ри­стии. Жела­тельно чело­веку выбрать себе общину, быть в ней, полю­бить дру­гих при­хо­жан. Если чело­век при­ча­ща­ется в раз­ных церк­вях, мне кажется, это ненор­мально.

Когда община выро­сла духовно, тогда уже видны плоды Духа Свя­таго, тогда начи­на­ется актив­ная соци­аль­ная и про­чая работа. Тогда уже не надо свя­щен­нику напо­ми­нать, что нужно ходить к боль­ным, — люди сами будут это делать. Что такое нести крест Хри­стов? Это когда мы смот­рим друг на друга гла­зами Хри­ста. И точно так нам Гос­подь дал и руки, чтобы мы при­ка­са­лись к дру­гим руками Хри­ста. И нам дал Гос­подь и стопы наши, чтобы мы шли туда, где нужен Хри­стос. Вот это и есть Хри­сти­ан­ство.

Василий_Биксей
Протоиерей Василий Биксей
настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле (Москва)
Каждый найдет себя

При­ход­ская жизнь напол­нена одной глав­ной меч­той, самой важ­ной для хри­сти­а­нина, — это спа­се­ние. При­ход помо­гает чело­веку к этой мечте дви­гаться. Глав­ное, что совер­ша­ется в хра­мах, — Литур­гия. Это корни и ствол при­ход­ского дерева, но на нем должны быть еще и раз­лич­ные веточки, листочки, чтобы каж­дый чело­век, сохра­няя свою инди­ви­ду­аль­но­сть, смог найти себя на этом при­ходе — в молитве, в соци­аль­ной работе, в спор­тив­ных заня­тиях, в теат­раль­ных, твор­че­ских, музы­каль­ных направ­ле­ниях.

В Север­ном адми­ни­стра­тив­ном округе Москвы, напри­мер, много моло­дых при­хо­дов, кото­рые активно вли­ва­ются в обще­ствен­ную жизнь. Бла­го­даря этим при­хо­дам про­во­дится боль­шое коли­че­ство раз­ных обще­ствен­ных меро­при­я­тий — фут­боль­ные тур­ниры, балы для моло­дежи и т. п. Вот таким, мне кажется, дол­жен быть совре­мен­ный при­ход. Реаль­ный, а не при­ход мечты.

И таких при­хо­дов много. Напри­мер, храм свя­того бла­го­вер­ного вели­кого князя Димит­рия Дон­ского в Север­ном Бутове, где насто­я­тель — отец Андрей Алек­сеев. При­ход еще моло­дой, а на его базе не только вос­крес­ная школа, но и теат­раль­ная школа, музы­каль­ная сту­дия, кино­сту­дия. Но, чтобы вести такую обще­ствен­ную при­ход­скую жизнь, совре­мен­ный храм дол­жен иметь место для реа­ли­за­ции всего пере­чис­лен­ного. Когда при храме есть пло­щадка, где все это раз­ви­ва­ется, то поти­хо­нечку и тот мир, кото­рый вокруг нас, начи­нает пре­об­ра­жаться.

Георгий_Крылов
Протоиерей Георгий Крылов
настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино (Москва)
Икона Царствия Небесного и служение святых

Иде­аль­ный при­ход — это икона Цар­ствия Небес­ного. Любой при­ход ори­ен­ти­ру­ется на эту Небес­ную модель. В Цар­ствии Небес­ном зани­ма­ются соци­аль­ной дея­тель­но­стью? Да, ведь ангелы и свя­тые только и делают, что хода­тай­ствуют перед Богом за людей. В Цар­ствии Небес­ном — еди­не­ние со Хри­стом, во Хри­сте. На Литур­гии веру­ю­щие соби­ра­ются на сов­мест­ную молитву, стре­мясь к един­ству во Хри­сте.

Для каж­дого из при­хо­дов суще­ствуют образцы, на кото­рые храм ори­ен­ти­ру­ется. Мы, напри­мер, создали про­грамму «При­ход­ской уни­вер­си­тет», ори­ен­ти­ру­ясь на Князе-Вла­ди­мир­ский храм в Петер­бурге, где когда-то был подоб­ный уни­вер­си­тет.

Насто­я­тели храма часто ори­ен­ти­ру­ются на при­ход сво­его духов­ника. Еще для меня ори­ен­ти­ром былпри­ход Николы в Куз­не­цах, где слу­жил отец Все­во­лод Шпил­лер. Кроме того, я думаю, для каж­дого свя­щен­ника ори­ен­ти­ром явля­ются те при­ходы, кото­рые он любил, когда был юным. Я был алтар­ни­ком в храме Петра и Павла, и запом­нил устро­е­ние этого храма, запом­нил заме­ча­тель­ного насто­я­теля, отца Ана­то­лия Нови­кова, вете­рана войны. Из исто­рии, при­чем не такой дале­кой, мы знаем при­ходы, на кото­рых слу­жили свя­тые. Напри­мер, при­ход Иоанна Крон­штадт­ского или при­ход отца Алек­сия Мечева.

У нас были и при­ходы, кото­рые явля­ются анти­о­ри­ен­ти­рами. На них нередко слу­жили свя­щен­ники, кото­рые там были аген­тами КГБ. Если вспо­ми­нать совет­ское время, тогда при­ход­ская жизнь если и суще­ство­вала, то была скрыта от внеш­них глаз, воз­ни­кала на глу­хих дере­вен­ских при­хо­дах, куда не дохо­дила рука КГБ.

Сегодня «ано­ним­ных при­хо­жан», кото­рые при­хо­дят только на испо­ведь, но в жизни при­хода не участ­вуют, ста­но­вится все меньше и меньше. Испо­ве­ду­ю­щий свя­щен­ник, как пра­вило, этих людей под­тал­ки­вает к уча­стию в при­ход­ской жизни.

Есте­ственно, у каж­дого при­хода есть своя спе­ци­фика. У нас на при­ходе, напри­мер, это при­ход­ской уни­вер­си­тет — доба­ка­лаври­ат­ский уро­вень обра­зо­ва­ния. Где-то спе­ци­фика — осо­бое соци­аль­ное слу­же­ние, напри­мер, актив­ная работа с заклю­чен­ными. К кате­хи­за­ции тоже у каж­дого свой под­ход. Есть при­ходы, кото­рые наби­рают людей для дли­тель­ной кате­хи­за­ции. Бывают при­ходы, кото­рые ведут актив­ную работу с моло­де­жью. Спе­ци­фика при­хода часто свя­зана с быв­шей про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­стью насто­я­теля, с его хобби, с инте­ре­сами людей, кото­рых при­ход объ­еди­няет.

Лонгвиненко

Протоиерей Григорий Логвиненко
преподаватель факультета социальных наук ПСТГУ и РПУ, кандидат богословия, выпускник факультета психологии МГУ, христианский психолог
По возможности уйдем от трудного разговора

«При­ход мечты»? Зву­чит настолько смело и наивно, что при­дется гово­рить ско­рее о «мечте моего при­хода», чтобы по воз­мож­но­сти уйти от серьез­ного и труд­ного раз­го­вора о про­бле­мах реаль­ной при­ход­ской жизни, затра­ги­ва­ю­щего вопросы цер­ковно-кано­ни­че­ского свой­ства. Эти вопросы неиз­бежно при­вели бы к обсуж­де­нию дей­ству­ю­щего поло­же­ния «О при­ходе», выра­бо­тан­ного и при­ня­того Цер­ко­вью в дей­ству­ю­щем Уставе РПЦ в каче­стве обя­за­тель­ного руко­вод­ства к испол­не­нию. Дей­ству­ю­щий Устав о при­ходе — это дог­ма­ти­че­ская и цер­ковно-пра­во­вая основа, кото­рая задает нам кано­ни­че­скую струк­туру, дает отправ­ную точку в про­стран­стве духов­ной жизни для даль­ней­шего твор­че­ства и раз­ви­тия.

Изби­рать насто­я­теля или назна­чать сверху? На мой взгляд, опре­де­ля­ю­щий момент иде­аль­ного устро­е­ния при­ход­ской жизни — дости­же­ние рав­но­ве­сия двух начал (собор­ного и иерар­хи­че­ского): насто­я­тель изби­ра­ется общи­ной и утвер­жда­ется пра­вя­щим архи­ереем. В совре­мен­ной прак­тике, по-види­мому, про­ис­хо­дит ровно наоборот, даже если община пыта­ется быть услы­шан­ной.

Успеш­ный при­ход — это община, это духов­ная семья, кото­рая собра­лась вокруг Хри­ста, собра­лась сов­мест­ными уси­ли­ями хариз­ма­ти­че­ски ода­рен­ного пас­тыря и актив­ных мирян. Мно­гое уда­ется достиг­нуть тем общи­нам, кото­рые соби­ра­ются вокруг духовно ода­рен­ных отцов-насто­я­те­лей, вдох­нов­лен­ных каж­дый в свою меру духов­ной жизни неис­чер­па­е­мым сокро­ви­щем свя­то­оте­че­ского насле­дия.

В каче­стве живого пози­тив­ного при­мера я могу сослаться на общину, собран­ную насто­я­те­лем одного из мона­сты­рей Твер­ской епар­хии — Николо-Малиц­кого мона­стыря. Насто­я­телю этого мона­стыря — игу­мену Борису (Тулу­пову) уда­лось не только постро­ить и укра­сить храм — копию Вато­пед­ского, — но и вве­сти в мона­стыре афон­ское чте­ние, пение, бого­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти и обы­чаи хри­сти­ан­ской кино­нии (обще­жи­тия). И это все при том, что бра­тия мона­стыря состав­ляет всего несколько чело­век.

Одной из важ­ней­ших, без­условно, явля­ется задача, о кото­рой посто­янно гово­рит Свя­тей­ший Пат­ри­арх Кирилл, — необ­хо­ди­мо­сть орга­ни­за­ции реаль­ного соци­аль­ного слу­же­ния на при­хо­дах в самом широ­ком смысле этого поня­тия. Сюда отно­сятся про­блемы духов­ного и бого­слов­ского про­све­ще­ния, кате­хи­за­ции, огла­си­тель­ных бесед перед Кре­ще­нием, вос­крес­ных школ для взрос­лых и детей… Мне пред­став­ля­ется, что внутри службы соци­аль­ной помощи в при­ходе, если тако­вая име­ется, конечно, не послед­нюю роль играет широко обсуж­да­е­мая в Церкви про­блема при­ход­ского кон­суль­ти­ро­ва­ния и вырас­та­ю­щая из нее воз­мож­но­сть вза­и­мо­дей­ствия пас­ты­рей Церкви и свет­ских хри­сти­ан­ски ори­ен­ти­ро­ван­ных пси­хо­ло­гов. Эта служба, обра­щен­ная к запро­сам и потреб­но­стям живого чело­века, при­хо­дя­щего в храм, на мой взгляд, могла бы стать мощ­ной ресурс­ной точ­кой ста­нов­ле­ния и роста совре­мен­ного при­хода и пре­вра­ще­ния его в здо­ро­вую хри­сти­ан­скую общину.

Николай_Балашов
Протоиерей Николай Балашов
настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
Работать, а не мечтать

Я не из меч­та­те­лей. Поскольку я чело­век уже немо­ло­дой, пред­по­чи­таю, пока Бог дает время жизни, рабо­тать над сози­да­нием при­хода. А как полу­ча­ется — не мне судить.

Геронимус
Священник Георгий Геронимус
настоятель строящегося храма Всемилостивого Спаса в Митино (Москва)
Как и семья, каждый приход — уникален

Мне кажется, пра­виль­ный при­ход — это как семья. В семье люди могут иметь раз­ные инте­ресы, быть раз­ного воз­раста, ино­гда даже кон­флик­то­вать, но при этом они все­гда пом­нят, что их свя­зы­вает нечто важ­ное. В хоро­шем при­ходе отно­ше­ния должны быть такие же, как в семье. К сожа­ле­нию, на наших боль­ших город­ских при­хо­дах часто бывает так, что люди ино­гда годами ходят в один и тот же храм, встре­ча­ются, но часто не зна­комы друг с дру­гом. В иде­аль­ном при­ходе люди не про­сто зна­комы, а чув­ствуют духов­ное род­ство.

Как и семьи, каж­дый при­ход — уни­ка­лен. Мы, хри­сти­ане, едины в глав­ном — мы все оди­на­ково верим в то, что Хри­стос — Сын Божий, при­шед­ший на землю, чтобы нас спа­сти, верим во все то, о чем гово­рится в Сим­воле веры. А в каких-то вто­ро­сте­пен­ных вещах — в том, как при­ход может быть устроен, как при­ход может быть укра­шен, как орга­ни­зо­вано рас­пи­са­ние бого­слу­же­ний, и во мно­гом дру­гом — у нас раз­но­об­ра­зие.

Пол­но­стью иде­аль­ных при­хо­дов не суще­ствует — у всех бывают слож­но­сти, нестро­е­ния, иску­ше­ния. Мне видится близ­ким к иде­аль­ному при­ход свя­того пра­вед­ного Алек­сия Мечёва. И там были какие-то свои слож­но­сти, нестро­е­ния, осо­бенно уже после кон­чины свя­того пра­вед­ного Алек­сия, но он создал дей­стви­тельно креп­кую общину.

Спа­се­ние и хри­сти­ан­ская жизнь воз­можны вне при­хода. Напри­мер, у нас есть много свя­тых отшель­ни­ков-мона­хов, кото­рые ухо­дили из мира, жили в пустыне. Но это путь очень труд­ный и слож­ный. Гораздо проще все-таки жить хри­сти­ан­ской жиз­нью при под­держке еди­но­мыш­лен­ни­ков.

Как в семьях у людей раз­ные про­фес­сии, раз­ные таланты, так и при­ходы могут иметь раз­ные слу­же­ния. Но цен­тром жизни каж­дого при­хода должно быть бого­слу­же­ние, совер­ше­ние Евха­ри­стии, а уже вокруг этого цен­тра — все осталь­ное.

Димитрий_Смирнов
Протоиерей Димитрий Смирнов
настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва), председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства
Идти за Евангелием в конкретных условиях

Невоз­можно ска­зать, каким дол­жен быть иде­аль­ный при­ход. Ведь наши при­ходы суще­ствуют здесь, в нашей греш­ной зем­ной реаль­но­сти, и мы стал­ки­ва­емся с несо­вер­шен­ством людей. Могу ска­зать, что в целом своим при­хо­дом дово­лен. Самое глав­ное, на мой взгляд, в при­ход­ской жизни — пони­ма­ние, любовь и дове­рие.

Искать «при­ход мечты» в про­шлом мне нико­гда не при­хо­дило в голову: время идет, меня­ются реа­лии, и вос­со­здать что-то из про­шлого — невоз­можно, это будет нежи­вое эклек­ти­че­ское обра­зо­ва­ние. Цер­ковь здесь, на земле, живет все­гда в кон­крет­ное исто­ри­че­ское время и откли­ка­ется на его вызовы.

Насколько при­ход­ская жизнь должна вклю­чать в себя и мас­штаб­ное соци­аль­ное слу­же­ние или учеб­ные функ­ции — тоже трудно ска­зать. Прежде всего нужно идти за Еван­ге­лием, а дальше — как поз­во­ляют кон­крет­ные усло­вия.

В нашем при­ходе, напри­мер, суще­ствуют два дет­ских при­юта. У нас есть люби­тель­ский театр, у кото­рого уже сфор­ми­ро­ва­лась своя зри­тель­ская ауди­то­рия. Орга­ни­зо­вана посто­янно дей­ству­ю­щая филар­мо­ния. Еще у нас есть при­ход­ской жур­нал, кото­рый рас­про­стра­ня­ется во всех восьми при­хо­дах, его при­об­ре­тают даже люди из дру­гих горо­дов.

Если чело­век ходит в храм, при­сту­пает к таин­ствам, но еще не вошел в жизнь при­хода, — не нужно его насильно туда затал­ки­вать. Всему свое время.

Валерий_Духанин
Священник Валерий Духанин
проректор Николо-Угрешской Духовной семинарии, кандидат богословия
Любовь научит всему

Да, у меня есть при­ход своей мечты. К насто­я­щему вре­мени я совер­шенно точно понял: под­лин­ный при­ход — это не адми­ни­стра­тив­ная струк­тура, а живые и теп­лые отно­ше­ния между пас­ты­рем и паст­вой. Не раз наблю­дал, как люди тянутся к батюшке, и все­гда при­чи­ной этого было откры­тое, отзыв­чи­вое сердце свя­щен­ника.

Для меня пас­тырь — это чело­век, кото­рый являет при­мер жерт­вен­но­сти. А это зна­чит, что он не только при­ни­мает пожерт­во­ва­ния за требы, но и сам с готов­но­стью даст сред­ства тому, кто нуж­да­ется. Таков мой духов­ник, насель­ник Свято-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лавры, кото­рый на про­тя­же­нии деся­ти­ле­тий под­дер­жи­вает мно­гих мирян. На при­ходе моей мечты царит вза­им­ная любовь, а когда есть любовь, то она уже научит всему: пра­виль­ным отно­ше­ниям друг с дру­гом, фор­мам при­ход­ской дея­тель­но­сти, пра­во­слав­ной мис­сии и соци­аль­ному слу­же­нию.

Обра­зец устро­е­ния при­хода мечты мне трудно при­ве­сти. Ведь мы же гово­рим про при­ход именно мечты, а в реаль­ной жизни всё несо­вер­шенно, нам все­гда чего-то не хва­тает. Лично на меня про­из­вел силь­ное впе­чат­ле­ние доку­мен­таль­ный фильм «Фор­пост» о Свято-Воз­не­сен­ском мона­стыре, кото­рый рас­по­ла­га­ется на Укра­ине в семи кило­мет­рах от гра­ницы с Мол­да­вией. Там свя­щен­ник, отец Михаил, стал при­ни­мать сирот, детей-инва­ли­дов и никому не нуж­ных ста­ри­ков. Фильм дает обра­зец, какой должна быть цер­ков­ная община, — это еван­гель­ская любовь, вопло­щен­ная в жизни.

Что-то подоб­ное я наблю­дал в Орен­бург­ской епар­хии, откуда я при­е­хал в Москву, в Свято-Тро­иц­кой оби­тели мило­сер­дия в поселке Сарак­таш. Отец Нико­лай Стрем­ский к насто­я­щему вре­мени усы­но­вил 70 детей.

Сам я служу в семи­нар­ском храме в Николо-Угреш­ском мона­стыре. Для меня при­ход — это прежде всего наши семи­на­ри­сты, кото­рые тоже при­хо­дят каж­дый со своей нуж­дой, скор­бью, и надо вник­нуть в ситу­а­цию, найти воз­мож­но­сть помочь. Кстати, наш рек­тор, игу­мен Иоанн (Рубин), часто помо­гает неиму­щим сту­ден­там одеж­дой, обу­вью и опла­той билета на кани­кулы. Рек­тор орга­ни­зует палом­ни­че­ские поездки, сту­денты на Афон ездят. Кроме того, среди мирян, посе­ща­ю­щих семи­нар­ский храм, выде­лился круг лиц, кото­рым хочется пооб­щаться после службы, узнать для себя ответы на те или иные вопросы. Мы решили в очень нефор­маль­ной обста­новке после Литур­гии вме­сте устра­и­вать чае­пи­тие, когда любой при­сут­ству­ю­щий может смело задать любой вопрос. Но в цен­тре встречи — чте­ние главы Еван­ге­лия с ком­мен­та­ри­ями.

Когда-то давно насто­я­тель на при­ходе выби­рался непо­сред­ственно паст­вой. Люди знали того, кто достоин стать пред­сто­я­те­лем, воз­но­ся­щим молитвы к Богу о пастве. Если же насто­я­тель при­сы­ла­ется выше­сто­я­щим руко­вод­ством по каким-то своим осо­бым при­чи­нам, без учета осо­бен­но­стей при­хода и жела­ния паствы, то воз­можна неко­то­рая вза­им­ная отчуж­ден­но­сть насто­я­теля и при­хода. На при­ходе мечты насто­я­тель берется из свя­щен­но­слу­жи­те­лей, вос­пи­тан­ных в дан­ной цер­ков­ной общине. Такой насто­я­тель хорошо знает мест­ные обы­чаи, куль­туру края, он гово­рит с паст­вой на понят­ном для нее языке.

Сей­час, к сожа­ле­нию, мно­гие хри­сти­ане явля­ются вре­мен­ными посе­ти­те­лями храма, но вовсе не чле­нами при­хода. Они при­шли, помо­ли­лись о своих нуж­дах и ушли. При­чин здесь две. Во-пер­вых, такие хри­сти­ане замкнуты на себе, на своих лич­ных про­бле­мах. Они идут в храм, думая только о пре­одо­ле­нии своих жиз­нен­ных непри­ят­но­стей. Жизнь общины про­хо­дит мимо них. Во-вто­рых, свя­щен­но­слу­жи­тель не все­гда обла­дает спо­соб­но­стями и уме­нием орга­ни­зо­вы­вать людей.

Думаю, что всё должно быть есте­ственно. Нельзя заго­нять людей пал­кой в вос­крес­ные школы или в каче­стве епи­ти­мии непре­менно направ­лять их в крест­ные ходы или общие палом­ни­че­ства. Если хри­сти­а­нин не испы­ты­вает внут­рен­ней потреб­но­сти участ­во­вать в при­ход­ских меро­при­я­тиях, то надо отно­ситься к этому с пони­ма­нием, слава Богу, хоть в храм при­хо­дит. Но если самому про­яв­лять заин­те­ре­со­ван­но­сть и уча­стие в жизни этого чело­века, спро­сить о его про­бле­мах, пред­ло­жить помощь, то он, конечно, ста­нет ближе цер­ков­ной общине, рас­кро­ется навстречу дру­гим.

На при­хо­дах бывает спе­ци­фи­че­ское отно­ше­ние к тем или иным фор­мам дея­тель­но­сти. Напри­мер, знаю при­ход, где батюшка про­во­дит кате­хи­за­цию перед таин­ствами Кре­ще­ния и Вен­ча­ния сле­ду­ю­щим обра­зом. Он сразу гово­рит, что ника­ких пожерт­во­ва­ний при­ни­маться не будет, но если они хотят кре­ститься или вен­чаться, то должны посе­щать беседы и про­хо­дить под­го­товку до тех пор, пока батюшка не уви­дит, что они дей­стви­тельно серьезно настро­ены, и что таин­ство для них не про­сто обряд, а серьезно осмыс­лен­ный жиз­нен­ный шаг. Один чело­век пред­ло­жил пол­мил­ли­она руб­лей, лишь бы обой­тись без такой под­го­товки, но батюшка отка­зался.

Но вообще, я счи­таю, каж­дый при­ход дол­жен быть в каком-то смысле уни­вер­саль­ным, а не зани­маться чем-то одним.

Игорь_Фомин
Протоиерей Игорь Фомин
Настоятель храма во имя святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО
Откроем Деяния апостолов и прочитаем вторую главу

Вопрос про при­ход мечты для меня стран­ный: чего меч­тать, надо делать, от всего сердца, с усер­дием. Но можно поду­мать, к чему надо стре­миться. Для этого надо открыть Свя­щен­ное Писа­ние, Новый Завет, Дея­ния апо­сто­лов и про­чи­тать вто­рую главу, хотя бы с 41 по 47 стих, где гово­рится о пер­вой общине в хри­сти­ан­стве. После речи апо­стола Петра кре­сти­лось 3000 чело­век и орга­ни­зо­ва­лась пер­вая хри­сти­ан­ская община. Ее члены стали про­да­вать свои име­ния, лич­ные вещи, деньги раз­де­лять между собой (при­чем не поровну, а по нужде каж­дого). В общине было дове­рие, была любовь. Они каж­дый день участ­во­вали в Евха­ри­стии. Они жили радостно, абсо­лютно за все бла­го­даря Бога. А жили они в эпоху гоне­ний…Гос­подь каж­дый день при­бав­лял к ним все новых спа­са­е­мых. И в народе к ним было рас­по­ло­же­ние: видимо, их пове­де­ние вызы­вало изум­ле­ние своей откры­то­стью, любо­вью, доб­ро­же­ла­тель­ством. Вот такой «при­ход мечты» — чтобы все мы соби­ра­лись у одной Чаши на Евха­ри­стии как можно чаще, пони­мая и осо­зна­вая важ­но­сть этого собы­тия, важ­но­сть еди­не­ния со Хри­стом. Чтобы мы не упре­кали друг друга в храме ни за дет­ский крик, ни за сидя­щего моло­дого чело­века, ни за того, кто впер­вые в храме и не знает, что и как делать. Чтобы все были радостны, еди­но­душны, были вме­сте. Чтобы твой ближ­ний для тебя был точно так же дорог, как твой ребе­нок, как твой роди­тель, как ты сам себе дорог. Вот это, навер­ное, при­ход мечты.

При­меры таких при­хо­дов есть и сегодня. Думаю, все чита­тели могут при­ве­сти при­меры своих при­хо­дов, в кото­рых оста­лось совсем чуть-чуть доде­лать — и все будет хорошо. Для меня это тот при­ход, на кото­ром я вос­пи­ты­вался — в селе Алек­сино Мос­ков­ской обла­сти. Насто­я­тель всех любил, и каж­дый был уве­рен, что он любит его больше всех. А после смерти батюшки выяс­ни­лось, что он любил каж­дого по отдель­но­сти больше всех вме­сте взя­тых. Там были все еди­но­душны, все вме­сте. Поэтому, навер­ное, из этого при­хода вышло очень много хоро­ших людей, в том числе — пас­ты­рей.

Если чело­век ходит в храм на бого­слу­же­ния, но больше никак не участ­вует в жизни при­хода, мне кажется, это непра­вильно. Сей­час при­хо­дов очень много и чело­век может выбрать. А один в поле не воин.

Что каса­ется соци­аль­ной, про­све­ти­тель­ской или углуб­лен­ной кате­хи­за­тор­ской дея­тель­но­сти — это те плоды, кото­рые при­ход дол­жен являть, плоды Духа Свя­таго. И они могут быть очень раз­но­об­раз­ные. Тот при­ход, в кото­ром есть какая-то спе­ци­фика, инди­ви­ду­аль­но­сть, дол­жен ее раз­ви­вать, при­умно­жать, улуч­шать.

Leonid_Грилихес
Протоиерей Леонид Грилихес
клирик Храма-памятника святого праведного Иова Многострадального в Брюсселе, доцент МДА, член Синодальной богословской комиссии РПЦ
Христос никого не отгоняет

При­ход обя­за­тельно дол­жен быть живым, раз­ви­ваться и меняться. Как и с каж­дым хри­сти­а­ни­ном: если в нем ничего не изме­ня­ется, то, зна­чит, ника­кого глу­бо­кого обще­ния со Хри­стом не про­ис­хо­дит.

Не бывает иде­аль­ного при­хода, потому что при­ход — это люди, кото­рые при­хо­дят в храм, а двери храма открыты для всех. Невоз­можно напи­сать на этих две­рях, что сюда должны вхо­дить только такие люди, кото­рые отве­чают опре­де­лен­ным тре­бо­ва­ниям, соот­вет­ствуют мечте насто­я­теля. И это нор­мально. Мы видим в Еван­ге­лии, что вокруг Хри­ста тоже соби­ра­лись толпы самых раз­ных людей. Слово «толпа», и даже «толпы», — одно из самых часто упо­треб­ля­е­мых, в Еван­ге­лии от Мат­фея встре­ча­ется более пяти­де­сяти раз.

При­чем лишь пару раз Его спра­ши­вают о глав­ном, по суще­ству, о жизни веч­ной, а в основ­ном про­сят исце­ле­ний, здо­ро­вья и т. п. И Хри­стос никого не отго­няет… Но в то же время мы видим, что есть узкий круг людей, всего две­на­дцать чело­век, кото­рые оста­вили все, чтобы быть непре­станно со Хри­стом и слу­жить Ему.

«При­ход мечты» — это такой при­ход, где есть некая, пусть не очень боль­шая, группа людей, кото­рые пол­но­стью посвя­тили себя Церкви, кото­рые готовы к тому, чтобы не только при­хо­дить с прось­бами о бла­го­по­лу­чии, но готовы и что-то отда­вать, в первую оче­редь — свое время и свои силы, нести попе­че­ние о храме и, что очень важно, слу­жить и под­дер­жи­вать друг друга в обще­нии любви.

При­ход и община — эти слова не совсем сов­па­дают между собой. Цер­ков­ная община — это общ­но­сть людей, объ­еди­нен­ных не только един­ством веры, но и уча­стием в евха­ри­сти­че­ском обще­нии. Суще­ствует много при­хо­дов, где при­хо­жане доро­жат своим един­ством, где люди после при­ча­ще­ния не спе­шат домой, а чув­ствуют необ­хо­ди­мо­сть остаться, общаться, вме­сте тра­пез­ни­чают, вме­сте помо­гают дру­гим и друг другу. Важно, чтобы помощь рас­про­стра­ня­лась и за пре­делы при­хода. Есть эго­изм инди­ви­ду­аль­ный, семей­ный, может быть есть и эго­изм цер­ков­ный, когда при­ходу так хорошо, что при­хо­жане замы­ка­ются на себе и дальше бого­слу­же­ния и сов­мест­ного обще­ния дело не идет.

Если при­ход воз­рас­тает, он дол­жен при­но­сить плоды. Плод — это то, что питает. И если при­ход столь пло­до­вит, что спо­со­бен напи­тать не только себя, но и дру­гих (а это как раз может быть вся­кого рода соци­аль­ная дея­тель­но­сть), то это хоро­ший пока­за­тель зре­ло­сти и пра­виль­ного настроя при­ход­ской жизни.

Максим_Козлов
Протоиерей Максим Козлов
настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной
Приход не вместо семьи, а из крепких семей

Лет 10 – 15 назад, исходя из тогдаш­него нашего пра­во­слав­ного роман­тизма 1990-х годов, я бы отве­тил, что при­ход дол­жен быть боль­шой семьей. А сей­час, видя, как скла­ды­ва­ется наша цер­ков­ная жизнь, как скла­ды­ва­ется семей­ная жизнь пра­во­слав­ных людей, я бы ска­зал так: иде­аль­ный при­ход — это тот, кото­рый помо­гает семьям быть креп­кими, не пере­тя­ги­вая центр жизни на себя. Боль­шин­ство людей глав­ным опло­том сво­его суще­ство­ва­ния имеют свою малую Цер­ковь — семью. И ее вклю­чен­но­сть — всей семьи в целом, а не ее отдель­ных еди­ниц — в жизнь при­хода для меня сегодня явля­ется важ­ным кри­те­рием его здо­ро­вья. Соот­вет­ственно, иде­аль­ный при­ход — тот, кото­рый состав­ляют креп­кие семьи и кото­рый настроен на сохра­не­ние семьи, на ее укреп­ле­ние, на ее бла­го­ден­ствие. Такие при­ходы есть, но назы­вать их не буду: никого не назы­вай бла­жен­ным до смерти.

Глав­ное не в том, чтобы найти сек­рет­ное место, а в том, чтобы там, где нахо­дишься, рас­ста­вить пра­виль­ные акценты и ори­ен­тиры. Глав­ное, ради чего суще­ствует каж­дый отдель­ный храм, каж­дый отдель­ный при­ход, — это совер­ше­ние Таин­ств Все­лен­ской ЦерквиЕсли акценты сме­ща­ются на моло­деж­ную, мис­си­о­нер­скую, соци­аль­ную работу, кото­рая ста­но­вится важ­нее бого­слу­же­ния, то это сви­де­тель­ство нездо­ро­вья.

Вто­рой важ­ный момент: хорошо, если чело­век нахо­дит свя­щен­ника, у кото­рого начи­нает испо­ве­до­ваться с какой-то сте­пе­нью регу­ляр­но­сти, и между ними воз­ни­кают дове­ри­тель­ные отно­ше­ния, душе­по­пе­че­ние, то есть то, что назы­ва­ется ста­рым сла­вян­ским сло­вом «окорм­ле­ние».

Тре­тий уро­вень — это то, что в ста­рых сла­вян­ских текстах назы­ва­ется пока­яль­ной семьей. Люди, кото­рые ходят к одному и тому же свя­щен­нику, друг с дру­гом зна­ко­мятся. В очень боль­шом при­ходе, соборе, где 10 – 12 кли­ри­ков, могут воз­ник­нуть несколько таких семей. Опять же, надо пом­нить — важ­ней­шим в этом обще­нии должно быть уча­стие в таин­ствах, а не поездки на экс­кур­сии или еще что бы то ни было. Но если к этому добав­ля­ются и иные формы актив­но­сти, кото­рые вопло­ща­ются в тех или иных цер­ков­ных инсти­ту­тах, это тоже хорошо.

Если мы знаем, что на при­ходе есть три, пять или десять мно­го­дет­ных семей и при этом глава семьи не отно­сится к кате­го­рии бла­го­по­луч­ных биз­не­сме­нов, мы ста­ра­емся помочь — вещами, осво­бо­див­шейся коляс­кой, чело­ве­че­ской помо­щью, день­гами. Так же должно отно­ситься и к оди­но­ким людям. Кто-то регу­лярно взялся под­во­зить ста­рушку, кото­рой трудно дохо­дить или доез­жать до храма. Это ведь тоже соци­аль­ная дея­тель­но­сть. В иных слу­чаях она может рас­ши­ряться вовне, рас­про­стра­няться не только на чле­нов при­хода. Когда я слу­жил в Татья­нин­ском храме, опре­де­лен­ная группа моло­дежи ездила кор­мить без­дом­ных людей на пло­щадь трех вок­за­лов. Это было дви­же­ние их сердца. Им никто не при­ка­зал, не ука­зал сверху, что нужно это делать. В таком виде, мне кажется, это и должно быть.

Великанов
Протоиерей Павел Великанов
настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде (Московская обл.), главный редактор портала Богослов.RU
Присутствие Христа, а не потребительский подход

Иде­аль­ный при­ход — тот, в кото­ром реаль­но­сть при­сут­ствия Хри­ста Спа­си­теля среди веру­ю­щих явля­ется оче­вид­ной. Раз­ные при­ходы в той или иной мере могут быть при­ме­рами, такими, где креп­кая община (но не «пра­во­секта»), где люди не стес­ня­ются про­сить друг друга о помощи, куда дети — в том числе и под­ростки — сами бегут с радо­стью. Таких при­хо­дов немало. Недавно я был в таком при­ходе — в при­ходе храма св. прав. Иоанна Крон­штадт­ского в Гам­бурге, где насто­я­тель — отец Сер­гий Бабу­рин.

Любой при­хо­дя­щий в храм дол­жен ясно пони­мать, что именно он хочет полу­чить, а что, с дру­гой сто­роны, при­вне­сти в жизнь общины. У нас очень часто пом­нят про первую часть — «потре­би­тель­скую», и только еди­ницы соот­но­сят её со вто­рой — «актив­ной». Необ­хо­димо помочь понять захо­дя­щим в храм, что Цер­ковь — не бла­го­тво­ри­тель­ный ком­би­нат духов­ных услуг, а то, чем мы её сами напол­няем. При­хо­жане должны почув­ство­вать себя не бес­прав­ными и без­вест­ными «потре­би­те­лями», но актив­ными дея­те­лями на поле при­ход­ской жизни.

Вари­а­тив­но­сть раз­лич­ных спе­ци­фи­че­ских слу­же­ний (соци­аль­ная, обра­зо­ва­тель­ная дея­тель­но­сть и так далее) может и должна быть на любом при­ходе, соот­вет­ственно мас­штаб­но­сти при­хода и его реаль­ным воз­мож­но­стям, прежде всего чело­ве­че­ского ресурса.

Кирилл_Каледа
Протоиерей Кирилл Каледа
настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово (Москва)
Без «ответственных»

Для меня иде­а­лом устрой­ства при­хода явля­ется при­ход свя­ти­теля Нико­лая в Клен­ни­ках. Сей­час много гово­рится о соци­аль­ной и дру­гих видах при­ход­ской дея­тель­но­сти, но это не глав­ная функ­ция Церкви, это только над­стройка. Если в при­ходе глав­ное — Евха­ри­стия, пока­я­ние, если он дей­стви­тельно будет семьей, то сло­жится и осталь­ное. Так, при­хо­жане храма свя­ти­теля Нико­лая в Клен­ни­ках в годы гоне­ний под­дер­жи­вали своих свя­щен­ни­ков, ездили к ним в ссылки, помо­гали с пита­нием и т. д. Даже когда после закры­тия храма про­шло уже много десят­ков лет, уже очень пожи­лые при­хо­жане друг другу помо­гали, знали, кто чем забо­лел, кто в чем нуж­да­ется. Вот вам соци­аль­ная работа, только безо вся­ких «ответ­ствен­ных за соци­аль­ную работу». А глав­ное — была молитва, бого­слу­же­ние, пока­я­ние, испо­ведь. Это зало­жил еще отец Алек­сий Мечев…

Гово­рить об избра­нии духо­вен­ства на при­ходе не при­хо­дится, потому что уро­вень нашей цер­ков­ной куль­туры и, соот­вет­ственно, уро­вень нашей хри­сти­ан­ской ответ­ствен­но­сти за при­ход крайне низок.

Видякин
Священник Георгий Видякин
настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Лимассоле (Кипр)
«Приход» и «община»: собрание единиц и единый организм

Слова «при­ход» и «община» зача­стую исполь­зу­ются в каче­стве сино­ни­мов, но в своей сущ­но­сти пред­став­ляют собой две раз­ные реаль­но­сти. При­ход — это, условно говоря, собра­ние раз­роз­нен­ных еди­ниц,место, куда при­хо­дят для удо­вле­тво­ре­ния своих риту­аль­ных потреб­но­стей люди, кото­рые могут быть по своей вере и образу жизни весьма далеки от хри­сти­ан­ства. Община — это место, где «общее» объ­еди­няет людей в еди­ный орга­низм. Вза­им­ное суще­ство­ва­ние двух этих форм не исклю­чено, более того — обычно при при­ходе того или иного храма воз­ни­кает община. Поэтому “при­ход мечты« — это тот, где живет община.

При­ме­ром в дан­ном слу­чае явля­ется любая община, где жизнь житель­ствует и дышит Свя­той Дух. Как пра­вило, это при­ходы, ори­ен­ти­ро­ван­ные на уча­стие в общин­ной жизни всего собра­ния вер­ных, в кото­рых каж­дый чув­ствует себя чле­ном боль­шой семьи. Очень часто сегодня воз­ни­кает ситу­а­ция, когда веру­ю­щий не явля­ется при­хо­жа­ни­ном кон­крет­ного храма, чле­ном кон­крет­ной общины, более того — не чув­ствует в этом необ­хо­ди­мо­сти. Во мно­гом это воз­ни­кает оттого, что сама цер­ковно-при­ход­ская жизнь не нуж­да­ется в уча­стии обыч­ных людей.

Часто можно услы­шать, что чело­век хочет немного «побыть один», «помо­литься о своем», «поси­деть в уго­лочке», то есть огра­ни­чить свое уча­стие в хра­мо­вой жизни лишь соб­ствен­ным лич­ным про­стран­ством и соб­ствен­ными потреб­но­стями. Люди забы­вают (а вер­нее, им об этом никто почти нико­гда и не гово­рил), что цер­ков­ная жизнь — это жизнь вме­сте, жизнь в еди­не­нии со сво­ими бра­тьями и сест­рами во Хри­сте, сов­мест­ное осо­знан­ное уча­стие в бого­слу­же­нии и при­ход­ских делах.

Хорошо любое при­ход­ское слу­же­ние, кото­рое объ­еди­няет людей вокруг Хри­ста. Отдельно, однако, стоит ска­зать о прак­тике дли­тель­ной кате­хи­за­ции, кото­рая выби­ва­ется из общего списка раз­но­об­раз­ных при­ход­ских актив­но­стей. Кате­хи­за­ция взрос­лых (некре­ще­ных и/​или нецер­ков­ных) может стать очень дей­ствен­ным инстру­мен­том фор­ми­ро­ва­ния общины, про­цес­сом посте­пен­ного вхож­де­ния в нее через поэтап­ное пости­же­ние веро­учи­тель­ных истин и уча­стие в бого­слу­жеб­ной жизни.

Прежде чем отве­тить на вопрос, откуда на при­ходе насто­я­тель, необ­хо­димо понять, что озна­чает это слу­же­ние по своей сути. Насто­я­тель — это глава литур­ги­че­ской общины, то есть пре­сви­тер (ста­рей­шина) в пря­мом смысле слова. Также насто­я­тель при­зван быть гла­вой пока­яль­ной семьи, кото­рая фор­ми­ру­ется на при­ходе. Пока­яль­ная семья вклю­чает в себя тех, кто испо­ве­ду­ется у того или иного свя­щен­ника. На мно­го­клир­ных при­хо­дах пока­яль­ных семей может быть несколько, однако это не ума­ляет слу­же­ния насто­я­теля как духов­ного главы всей общины. Не стоит забы­вать и об адми­ни­стра­тивно-хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, кото­рую насто­я­тель при­зван фор­ми­ро­вать и кури­ро­вать. В совре­мен­ной прак­тике Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви насто­я­тель при­хода назна­ча­ется пра­вя­щим архи­ереем по его соб­ствен­ному усмот­ре­нию. Надо ска­зать, что такая прак­тика сильно сни­жает те духов­ные смыслы насто­я­тель­ского слу­же­ния, кото­рые мы выде­лили выше. Более того, назна­че­ние на тот или иной при­ход часто ста­но­вится эта­пом карьер­ного роста, что мало соот­вет­ствует делу слу­же­ния общине.

Боярский
Священник Илья Боярский
настоятель храма Двенадцати Апостолов в Ховрине (Москва)
Не властвовать, а помогать

При­ход мечты — это тот, кото­рый будет после Вто­рого При­ше­ствия. В нашей зем­ной реаль­но­сти можно гово­рить не об иде­аль­ном, а про­сто о хоро­шем, креп­ком при­ходе. Это при­ход, кото­рый похож на семью, где люди друг друга знают, где люди несут ответ­ствен­но­сть за храм. На хоро­шем при­ходе свя­щен­ник не ощу­щает себя началь­ни­ком, он осо­знает, что постав­лен на при­ход не власт­во­вать, а помо­гать. По сло­вам Хри­ста: «кто хочет быть пер­вым, будь из всех послед­ним и всем слу­гою» (Мк. 9:35).

На хоро­шем при­ходе при­хо­жане не создают круж­ков, не делятся на «более при­бли­жен­ных к насто­я­телю», «менее при­бли­жен­ных», и нович­ков сразу вклю­чают в свою при­ход­скую семью без каких-то огра­ни­че­ний.

Отец Васи­лий Стро­га­нов, слу­жив­ший в храме Малого Воз­не­се­ния, смог создать такой при­ход, где люди объ­еди­ня­лись не вокруг его лич­но­сти, а в общине, чтобы вме­сте идти ко Хри­сту. К сожа­ле­нию, даже на хоро­ших при­хо­дах воз­ни­кают про­блемы, потому что все мы люди, со сво­ими стра­стями.

На дан­ный момент я про­тив выбор­но­сти насто­я­теля. Как известно, нет про­рока в своем оте­че­стве.Вспом­ним, что свод­ные бра­тья Хри­ста, дети Иосифа, долго не вос­при­ни­мали Его. Сложно на при­ходе вос­при­ни­мать настав­ни­ком чело­века, кото­рый маль­чи­ком пел на кли­росе, помо­гал в алтаре, пусть его и все любят. Воз­мо­жен вари­ант, что если насто­я­тель уми­рает, то нового выби­рают не из при­хо­жан, а из свя­щен­ни­ков, кото­рые слу­жат в этом храме или на бли­жай­ших при­хо­дах. И такая прак­тика суще­ствует.

В при­ход­ской дея­тель­но­сти не надо рас­пы­ляться. При­ходы нужны раз­ные и раз­ной направ­лен­но­сти. Сложно создать на каж­дом при­ходе отлич­ное моло­деж­ное дви­же­ние и отлич­ную соци­аль­ную работу с боль­ни­цей. Важно, чтобы у каж­дого при­хода был свой, осо­бый вид дея­тель­но­сти. Вот кате­хи­за­ция должна быть инди­ви­ду­аль­ной: люди раз­ные, и пси­хо­ло­гия, обра­зо­ва­ние и вос­пи­та­ние у всех у нас раз­ные.Должны быть и раз­ные при­ходы. В одних — дли­тель­ная кате­хи­за­ция для тех, кто хочет глу­боко разо­браться в вопро­сах веры. В дру­гих — зна­ком­ство с осно­вой веры для тех, кто не готов вос­при­ни­мать глу­бо­кие зна­ния.

Протоиерей_Игорь_Коростелёв
Протоиерей Игорь Коростелёв
настоятель прихода иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» (г. Минск)
…Поставил меня на пустыре и сказал: «строй!»

Моя мечта — помимо самого бого­слу­же­ния — это дея­тель­ная соци­аль­ная и про­све­ти­тель­ская работа.Я стал меч­тать об этом, когда в 1992 году мит­ро­по­лит Фила­рет поста­вил меня на пустыре и ска­зал «Строй!». Глав­ный прин­цип, кото­рым с самого начала стали руко­вод­ство­ваться здесь наши свя­щен­но­слу­жи­тели, — не при­вле­кать людей, а слу­жить людям, ни одному чело­веку не отка­зать в его просьбе. Это пра­вило рас­про­стра­ня­лось на всех. Как бы мне ни было тяжело, я выслу­шаю и помогу. Гос­подь соби­рал здесь свя­щен­но­слу­жи­те­лей с любо­вью к людям. Это чув­ство­вал каж­дый чело­век, и при­ход рос.

У нас были тра­ди­ции, кото­рые мы стре­ми­лись про­дол­жить и раз­вить. До рево­лю­ции в Мин­ске был одно­имен­ный храм, кото­рый рас­по­ла­гался на тер­ри­то­рии учи­лища сле­пых. Насто­я­те­лем там слу­жил свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир (Хираско), имя кото­рого носит наше при­ход­ское брат­ство. Поэтому вто­рым зда­нием после Свято-Евфро­си­ни­ев­ского храма, если не счи­тать звон­ницу, на тер­ри­то­рии нашего при­хода стал кор­пус вос­крес­ной школы и соци­аль­ных мастер­ских. Заня­тия в вос­крес­ной школе стали про­во­диться ещё в начале 90-х, когда вме­сто храма у нас была боль­шая армей­ская палатка. Пре­по­да­ва­те­лями были наши при­хо­жане. Одно­вре­менно учи­лись сами и учили дру­гих. Теперь у нас одна из самых боль­ших вос­крес­ных школ в стране. В ней учатся и взрос­лые, и дети. Когда появи­лось поме­ще­ние, мы при­гла­сили в при­ход людей с умствен­ными и физи­че­скими осо­бен­но­стями. Сей­час люди, при­знан­ные нетру­до­спо­соб­ными, тру­дятся в свеч­ной, швей­ной, вязаль­ной, дере­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­щей и дру­гих мастер­ских. Наши мастер­ские дают защи­щён­ные рабо­чие места людям с нера­бо­чей груп­пой инва­лид­но­сти, здесь про­хо­дят про­фес­си­о­наль­ное обу­че­ние юноши и девушки с осо­бен­но­стями умствен­ного и физи­че­ского раз­ви­тия. Помимо работы, мы боль­шое вни­ма­ние уде­ляем их соци­а­ли­за­ции. У нас орга­ни­зо­ваны хор и теат­раль­ный кру­жок. Рабо­та­ю­щие в мастер­ских посе­щают музеи и театры, ездят на экс­кур­сии, выез­жают за гра­ницу.

Среди наших при­хо­жан много талант­ли­вых людейИ эти таланты в пол­ную силу рас­кры­лись, когда они при­шли в Цер­ковь. Так было с соци­аль­ными мастер­скими. Так было со шко­лой зво­на­рей, кото­рая, родив­шись как при­ход­ская, стала одним из отде­ле­ний боль­шого духов­ного учи­лища. Так было с празд­нич­ным хором. Сту­дентка Ака­де­мии музыки Ольга Янум, увлёк­ша­яся изу­че­нием цер­ков­ного пения, при­хо­дила петь с дру­зьями в нашу палатку. Теперь она руко­во­дит хором, кото­рый регу­лярно побеж­дает на меж­ду­на­род­ных хоро­вых кон­кур­сах. Так было и с ико­но­пис­ной мастер­ской, работы кото­рой известны далеко за пре­де­лами страны. Так было и с нашим при­ход­ским сай­том, кото­рый пере­рос в инфор­ма­ци­он­ный пор­тал Бело­рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Ульянов
Священник Виталий Ульянов
настоятель храма в честь Пресвятой Троицы в селе Усады Высокогорского района Республики Татарстан
Дружный и многолюдный

При­ход мечты дол­жен быть друж­ный, любя­щий и — мно­го­люд­ный. Народ дол­жен чув­ство­вать любовь насто­я­теля, насто­я­тель дол­жен чув­ство­вать любовь паствы. Люди должны пони­мать, что при­ход — дом каж­дого, каж­дый несет за него ответ­ствен­но­сть.

Что каса­ется вопроса появ­ле­ния на при­ходе насто­я­теля, то здесь нужен какой-то баланс, золо­тая сере­дина, когда соеди­ня­ются мне­ние епи­скопа и при­хо­жан. Ведь иной раз епи­скопу не все аспекты чело­ве­че­ской жизни кон­крет­ного свя­щен­ника известны. Зато в селе, в храме, где он еще алтар­ни­чал, его хорошо знают. Воз­можно, в неко­то­рых слу­чаях народ мог бы сам выби­рать свя­щен­ника.

Допол­ни­тель­ные слу­же­ния на при­ходе должны быть обя­за­тельно. И свя­щен­ник, и паства должны забо­титься о тех, кто нуж­да­ется в помощи. Обя­за­тельно должна вестись про­све­ти­тель­ская работа, должно раз­ви­ваться моло­деж­ное дви­же­ние.

Если чело­век не вклю­ча­ется в при­ход­скую жизнь, нужно акку­ратно под­во­дить его к этому, про­сить помочь в чем-то. В этом смысле в деревне проще, нет город­ской суеты, люди откли­ка­ются на просьбу свя­щен­ника. Глав­ное — каж­дого встре­чать с любо­вью, с радо­стью.