blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды преподавателей Иерей Валерий Духанин О скудости и Божьем присутствии
О скудости и Божьем присутствии PDF Печать E-mail
29.01.2017 00:00

 

Проповедь священника Валерия Духанина на Всенощном бдении в Казанском храме Николо-Угрешского монастыря 28 января 2017 г. на 10-е евангельское чтение на воскресной утрене (Ин. 21: 1 – 14).

 

Скачать

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Мы слышали Евангелие, повествующее о третьем явлении Воскресшего Господа Своим ученикам. Это произошло в самых обычных, бытовых условиях, – ловля рыбы, – как и вообще всё подлинно великое, всё что от Бога, подавалось людям не в масштабно-космических демонстративных представлениях, а в самых простых и бытовых ситуациях.

Так, праотцу Аврааму Святая Троица явилась не в виде космических знамений, а в виде трех странников в дневную жару у обычного дуба, когда престарелый Авраам просто сидел у входа в шатер свой. Моисею Бог явился, когда тот пас скот, и Бог явился в простом кусте, объятом пламенем. Пророку Илии Бог является в тихом веянии ветра – ничего демонстративного, ничего масштабно-великого, всё просто и естественно, а внутри мир и радость души – таковы видения от Бога. И вот теперь Воскресший Господь явился Своим ученикам во время их будничных занятий – рыбной ловли. И Авраам, и Моисей, и апостолы – все были заняты каким-то конкретным трудом, трудились на земле, не мечтали и не искали откровений, за их-то смирение им и является Бог. И это значит, что Бог присутствует рядом не когда мы думаем, что творим что-то великое и не когда мы ожидаем чего-то великого и каких-то видений, а в самых простых наших делах Он находится рядом, Он видит и слышит. И потому есть такое духовное правило: каждое наше бытовое дело, начиная с чистки картофеля и мытья посуды и завершая административными полномочиями, надо совершать так, как бы это дело было поручено Самим Богом. И тогда в любом деле мы будем с Богом, а раз с Богом, то и Бог будет с нами.

И вот Петр говорит собратьям: «Иду ловить рыбу», а остальные ответили: «Идем и мы с тобой». Казалось бы, что тут такого: иду рыбу ловить. Сколько у нас сейчас рыбаков даже в зимнее время сидят с удочками у лунок, закутавшись в тулупы, и испытывают от этого удовольствие. Сколько рыбаков похваляется тем, какую большую рыбы они выловили. А дело всё в том, что в наше время рыбалка – это развлечение или форма отдыха. Во времена же апостолов в далекой Галилее – рыбалка зачастую являлась единственным способом прокормить семью и выжить.

И вот апостолы идут в ночь ловить рыбу – не ради отдыха и не ради развлечения, а чтобы иметь пропитание, кормить своих родных и близких, но увы, они не поймали ничего – и ничем питаться, и не на что жить в ближайшие дни. Можно быть святым человеком, можно быть апостолом, но у тебя всё равно ничего не получится, если нет на это воли Божией.

Настало утро, а сети пустые. Какое разочарование. Зато этой пустоты не было на берегу – там стоял Сам Господь. Он Творец мира и Он же Воссоздатель, Спаситель. Что стоило Ему наполнить их сети еще ночью? Но тогда бы люди так и думали, что всё происходит само по себе, без участия Бога. А еще, иногда нам кажется, что раз ничего не получилось, раз планы разрушились, сети пусты, то значит Бога как бы рядом и нет, ведь Он не помог. А оказывается Он рядом, Он смотрит, как мы терпеливо складываем свои пустые сети в свои лодки, и в конечном итоге Он помогает тому, кто верен Ему, верен не ради рыбы, не ради наполненных сетей или набитых кошельков и карманов, а просто верен Христу ради Самого Христа.

Что еще сказать? Апостолы собрались ради общего дела – ловли рыбы, но какие же они все были разные. Здесь Петр, который всегда отличался горячностью, всегда со рвением спешил вперед, и вот он едва услышал, что неожиданно явившийся Странник – это Господь, как Петр, не задумываясь, тут же кидается в море и вплавь плывет ко Христу. Здесь же и Фома, которому мало увидеть, но надо еще и потрогать, чтобы поверить – это пример такого непосредственного осязаемого опыта: чего сам не потрогал, в том не убежден. Здесь Нафанаил, который некогда услышав о Христе, сказал: «Из Назарета может ли быть что доброе?», он всё испытывал по Писанию, это пример рационально-критичного отношения. И здесь же был ученик, которого любил Иисус, а любил потому, что в душе этого ученика тоже была любовь, не горячность и не рационализм, не щепетильное, недоверчивое исследование Писаний, а любовь, которой и открывается Бог, ибо Бог есть Любовь. Вот этот-то ученик единственный и прозрел, что явившийся на берегу – Спаситель Христос.

И дальше было уже всё: заполненные до краев сети – чудесный улов рыбы, и чудесно приготовленная трапеза на берегу, и обед с Самим Господом Иисусом Христом. Потому что если ты с Богом, то у тебя будет всё. А если ты без Бога, то пустота будет не только в сетях или на крючке твоей удочки – но и в дорогом автомобиле, и в богатом коттедже, и в роскошном офисе – везде будет пусто, потому что пустоту души заполнить может только Бог.

Где-то в Священном Писании, а точнее у апостола Павла в послании к ефесянам сказано, что Церковь есть полнота Наполняющего всё во всем. Наша Церковь – от апостолов, они и при внешней скудости имели полноту благодатных даров, «ничего не имели, но всем обладали», и до сих пор Церковь – это полнота всех даров, необходимых нам для спасения. Но там сказано, что эта полнота – от Того, Кто наполняет всё во всем. Бог не есть Бог скудости, Он – Бог преизобильных даров, но чтобы это ценить, нам надо пройти через скудость.

И вот, братья и сестры, мы все тоже очень разные люди, как и апостолы, отличаемся темпераментами и характерами, способностями, отношением к жизни. У каждого свои духовные силы. Но Господь Своим премудрым Промыслом подчас поставляет нас, таких разных, вместе, чтобы так же вести какую-то свою «рыбную ловлю», вместе что-то созидать, делать, устраивать. Подчас кажется, что ничего не получается, вот как апостолам не удавалось поймать за целую ночь ни единой рыбки. И где же здесь Бог, почему Он не помогает? Уже закончен рабочий день, закончен целый период работы, а плодов вроде бы нет.

А Бог находится рядом, Он стоит рядом с нами в нашей скудости и наших неудачах, Он ждет, что и мы также терпеливо будем складывать свои пустые сети в свои скромные лодки, чтобы потом вновь идти на этот изнурительный труд. Но и нам уготована чудесная трапеза, если мы идем ко Христу не ради полных сетей. И прозреть Христа в этом может только тот, кто, как и апостол Иоанн, имеет любовь. Любить Бога в самых трудностях и лишениях – значит, прозреть Божье присутствие, увидеть, что Он здесь и рядом. А раз рядом, то Он не оставит. Бог всегда помогает, но не всегда так быстро, как нам этого хочется.

Вот дай Господь всем нам эту веру и эту любовь. Аминь.

священник Валерий Духанин