Верность до смерти. Что мы празднуем в день Усекновения главы Иоанна Крестителя? |
![]() |
![]() |
![]() |
11.09.2017 00:00 | ||
Скачать
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Дорогие отцы, братья и сестры! Есть в церковном году праздники, которые, на первый взгляд, вызывают недоумение: а что здесь собственно праздничного? Сегодня в величании мы поем: «Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение». В чем же торжество – святому человеку отрубили голову, предварительно оговорив и поставив его жизнь на кон в безумном пожелании? А дело всё в том, что Премудрость Божия всегда выше хитрости человеческой. При всех перипетиях человеческой несправедливости, совершилась тайна духовной победы. В христианстве присутствует этот удивительный парадокс: побеждают те, кто вроде бы проиграли, живут те, которые по земным меркам погибли, испытывают блаженство те, кто пострадали. Бывает, на войне победу доставляет чей-то героический поступок, когда солдат, жертвуя собой, закрывает амбразуру. С внешней стороны, сам солдат ничего вроде бы не достиг, он лишился жизни, трагически погиб, но на самом деле, любой военачальник понимает, что это – настоящий герой, это лучший солдат, потому что именно он достиг победы для всех ценой своей жизни, – а победа есть всегда торжество. Так и в духовной брани победой и торжеством является стойкость в вере и истине до самой смерти, жертва собой ради Бога и Его заповедей. Празднуя Усекновение главы Иоанна Предтечи, мы прославляем не сам факт трагической смерти, а верность Богу даже до смерти. В духовной жизни существует такой принцип: нельзя быть со Христом, оставаясь неподобным Христу. Со Христом можно быть, только будучи хоть в чем-то подобным Христу. А жертвенный подвиг Спасителя – в страданиях ради других, ради истины и подлинной любви. Поэтому и каждый ученик Христа волей или неволей, но явит в своей жизни меру своих страданий ради Спасителя. О святом Иоанне Предтече говорилось, что он «будет велик пред Господом» (Лк. 1: 15), что «из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лк. 7: 28). Но чем ближе ты к Богу, тем больший крест на земле ты несешь, потому что ты ближе к Голгофе Христа. Прославляя страдания святого Иоанна Крестителя, мы прославляем их сообразность Христовым страданиям. Кто ближе ко Христу, тот являет и большее сораспятие Христу. Но неужели нельзя придти к Богу без страданий? – Святые отцы говорят, что нельзя. Однако каждому дается своя мера страданий. Согласно святым отцам, страдания бывают двух видов. Есть страдания внешние, которые потрясают жизнь человека, когда он лишается здоровья, каких-то земных благ, или когда его изгоняют и подвергают всевозможным лишениям. Так случилось со святым Иоанном Златоустом, который был изгнан с епископской кафедры, и которому предстояло умереть в далекой ссылке, но при этом он утешал своего друга епископа Кириака, тоже изгнанного, и писал ему: «Не скорби много, брат Кириак, а возьми пример с меня. Когда меня изгоняли из Царьграда, я не обратил на это внимания, но говорил сам себе: «Если меня хотят изгнать, пусть изгоняют, ибо Господня земля и исполнение ее – вселенная. Если хотят рассечь меня пополам, пусть рассекают, тогда я буду подобен пророку Исайи. Если захотят меня в бездну морскую вринуть, тогда я вспомню Иону. Если бросят меня в ров, тогда я буду представлять себе Даниила, брошенного в львиный ров. Если меня камнями побьют, тогда я воспроизведу в своей душе представление о первомученике и архидиаконе Стефане. Если главу мою отсекут, предо мной будет Иоанн Креститель…»». Святой Иоанн Златоуст понимал, что его изгнание и всевозможные лишения есть приобщение чаше страданий всех святых. Но есть еще страдания иного характера – это скорби, которые мы испытываем в нашей духовной жизни в борьбе со своими греховными страстями, порочными пожеланиями. Эта борьба сопровождается внутренними усилиями, сопротивлением, болью, как если выжигать в себе какую-то болезнь. В «Луге духовном» рассказывается о пресвитере Кононе, который совершал таинство Крещения. В те времена крестили через полное погружение, для чего крещаемые снимали с себя все одежды. Когда приходили креститься женщины, пресвитер Конон испытывал огромное смущение и искушение. По этой причине он решил уйти из монастыря, отказаться от своего служения. Тогда ему явился святой Иоанн Креститель и сказал: «Будь тверд, терпи, и я избавлю тебя от этой брани». Конон остался, но однажды пришла для Крещения девица персиянка необыкновенной красоты. У Конона наступило сильное искушение, так что он двое суток не решался совершить Таинство, и правящий епископ не знал, что делать, потому что диакониссы не могли совершать священнодействие. Между тем пресвитер Конон ушел. Но едва он поднялся на холмы, как ему вновь явился святой Иоанн Креститель и кротко сказал: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Конон с гневом ответил ему: «Ты не исполнил своего обещания». Тогда святой Иоанн Креститель посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением. «Поверь мне, пресвитер Конон, – сказал святой Иоанн Креститель, – я желал, чтобы ты получил награду за эту брань, но так как ты не захотел, я избавлю тебя от брани, но вместе с тем ты лишаешься и награды за подвиг». С этого момента в нем угасла какая-либо страсть. Возвратившись в обитель, Конон крестил персиянку, нисколько уже не обращая внимания на то, что она была женщина. Но впоследствии Конон сожалел, что лишился духовного венца, который мог бы наследовать за борьбу со своими страстями. Святой Иоанн Креститель – покровитель всех страждущих и всех, кто борется с греховными страстями. Именно он воодушевлял святых терпеть страдания, нести духовные брани, а нам он дает утешение, что чем больше ты несешь скорбей на земле, тем больше тебе будет духовных благ от Бога. Будем стараться молиться святому Иоанну Крестителю, чтобы он помог нам преодолеть наши греховные страсти, дабы и нам быть вместе с ним в вечном Небесном Царстве. Аминь. священник Валерий Духанин |