blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды преподавателей Иерей Валерий Духанин Живая вера в Воскресение
Живая вера в Воскресение PDF Печать E-mail
02.10.2017 00:00

 

Проповедь священника Валерия Духанина на Всенощном бдении в храме преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешского монастыря 30 сентября 2017 г. на 6-е евангельское чтение на воскресной утрене (Лк. 24: 36 – 53).

 

Скачать

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Если бы мы перенеслись в эпоху, о которой повествует Евангелие, то мы увидели бы, конечно, много самоотверженных людей, хороших работников, тщательных исполнителей религиозных правил, почитателей истинного Бога и настоящих мудрецов, но мы практически не встретили бы живой веры в Воскресение.

Двухтысячелетняя история христианства с ежегодной Пасхой и еженедельным праздником воскресенья наполняют нашу жизнь особым вдохновением, перспективой бесконечной, неисчерпаемой жизни со Христом. И вера в Воскресение ныне представляется как что-то само собой разумеющееся.

Но в те далекие времена даже апостолы, читавшие Священное Писание Ветхого Завета, и неоднократно слышавшие предсказания Самого Спасителя о том, как Он пострадает, будет распят и воскреснет, не могли принять эту истину своим сердцем и не могли объять ее своим умом. И вот когда эта горстка напуганных людей, после распятия Спасителя трусливо прятавшихся в горнице, пребывала в полной растерянности, им является Сам воскресший Христос и говорит: «Мир вам!»

Мы читаем в Евангелии: «Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лк. 24: 37).

Их вера настолько была слаба, что первой реакцией оказался испуг и смущение. Это подобно тому, как если с войны пришла повестка о смерти близкого человека, а потом вдруг появляется он сам живой и невредимый, то первой реакцией бывает шок, и ты думаешь, не призрак ли перед тобой. Апостолы подумали, что видят духа.

Как говорит Евангелие, «но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги» (Лк. 24: 38 – 40).

Спаситель предлагает наглядно удостовериться, что это Он Сам в Своем Собственном теле, с руками и ногами, что Его можно рассмотреть и осязать. Потому что вся тайна христианства заключается в том, что Господь Бог, Бог вечный, беспредельный и безграничный, Бог, обитающий на недоступной и неизреченной высоте Своей славы, стал на земле простым человеком, заключил Себя в простую человеческую плоть, ограниченную, видимую и осязаемую. Он  воспринял наше тело раз и навсегда – чтобы и наша плоть стала причастной Божеству, чтобы даровать людям вечную славу обожения. И вот как Воскресший Спаситель готов был отдать Себя в объятия апостолов, чтобы они осязали Его, чтобы они приняли истину Воскресения, так и каждому христианину Он отдает всего Себя, если сердце наше открыто.

Состояние души апостолов меняется. Уходит страх, смущение. Но веры еще недостаточно, как сказано в Евангелии, «они от радости еще не верили и дивились» (Лк. 24: 41). Это как добрая, но невероятная весть. Когда близкий тебе человек должен был умереть, но неожиданно выжил, и ты от радости не можешь поверить. Так и тогда было в душах апостолов.

Спаситель просит подать Ему какой-нибудь пищи, чтобы подтвердить – это Он, Тот самый, Который три с половиной года ел с ними простую скудную пищу, разделял с ними земную трапезу, чтобы затем они могли разделить с Ним, с Воскресшим, трапезу небесную.

«И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,  и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24: 44 – 48).

Это значит, что только в этот момент апостолы получают дар ясно видеть смысл Священного Писания. До этого их восприятие Писаний было мертвым, ибо они не видели в Ветхом Завете ясных предсказаний о Христе, и только благодаря дару Христа восприятие Писаний становится живым. Оказывается, что даже чтение Священного Писания может быть либо живым, либо мертвым.

Жизнь или смерть – вот то, что определяет сущность каждого из нас, что присутствует в каждом нашем деле, в нашем отношении к ближним, в нашем духовном пути…

Мы может быть живыми в общении с ближними, когда реагируем на них живым сердцем, а когда только попрекаем и отворачиваемся, то это отношение мертвое. Наша работа, наше творчество становится живым, когда в него вкладывается вся душа, когда выполняется как что-то свое, родное. А если это выполняется через «не хочу», то такая работа мертвая, потому что мертвы мы сами.

Молитва оживает только тогда, когда произносится не как обременительное правило, не по принципу: «поскорей отчитать и уйти», а как личное живое обращение к Богу, как встреча с тем, кто дорог твоему сердцу. Такому сердцу Бог дает благодать.

Сама наша вера может быть либо живой, либо мертвой. Мертвая вера – отстраненное представление, что Бог вообще есть, но Он где-то там далеко. Живая вера – ясное видение, что Господь Бог рядом с тобой, во всех твоих бедах и радостях Он Своим премудрым Промыслом не оставляет тебя. И как Воскресший Христос был рядом с апостолами, и даже восходя на Небо и благословляя их, Он духовно не покинул их, так что, сказано в Евангелии, апостолы «возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24: 52), так и с нами Воскресший Христос может присутствовать рядом и подавать радость, если сердце наше живо, если оно воскресло от греха. Тогда и мы, как и апостолы, становимся свидетелями Воскресения Христова и несем эту жизнь в мир, привлекая к ней и других.

Дай Господь всем нам быть причастниками Воскресения Христова. Аминь.

священник Валерий Духанин