Как помочь старшему поколению прийти в Церковь? |
![]() |
![]() |
![]() |
09.02.2018 00:00 | ||
Лично для меня этот вопрос долгое время был весьма болезненным. Дело в том, что я рос в обычной атеистической семье. Никто, ни родители, ни мы с сестрой не верили в Бога. В 1989 году, когда мне было 13 лет, мы с сестрой и еще двоюродной сестрой решили креститься. Нас, детей, никто не учил вере, да и креститься мы, дети, решили непонятно даже зачем, просто чтобы приобщиться какому-то таинственному действу, которое защитит, поможет. Но удивительным образом таинство Крещения изменило меня, открыло сердцу Бога, и я вышел из храма новым человеком, чувствуя внутри удивительный свет, радость и еще свободу. С тех пор моя жизнь резко поменялась, я ходил в храм и радовался, что обрел смысл жизни, уже не видел для себя никакого другого пути кроме служения Богу. И вот тут оказалось, что мои родители меня не понимают. «Зачем тебе это надо?» – говорили они мне, когда я собирался в храм в субботу и воскресенье. Они не видели никаких перспектив на этом пути. Церковная жизнь их пугала и вызывала недоумение, казалась пережитком прошлого. Впрочем, мне не мешали и не запрещали. А когда я поступил в духовную семинарию – это был 1993 год, – то оказалось, что преобладающее большинство семинаристов, насколько я помню, вышли из невоцерковленных семей. Наблюдался парадокс: дети обращались к Богу раньше родителей. Мне кажется, что сейчас эта разница несколько сгладилась. Уже и не помню точно, что я говорил своим родителям, но однозначно говорил, мне хотелось, чтобы и они восприняли эту радость – общение с Богом. Помню, как делился своими впечатлениями от прочитанного в Библии. А поскольку я стал читать Библию, как и всякую книгу, с первых строк, то есть с Ветхого Завета, то, не будучи еще достаточно воцерковленным, я с воодушевлением говорил о совершенно бесполезных в свете Нового Завета вещах, например о чистой и нечистой пище, чем только вводил своих родителей и бабушку в недоумение. Сейчас я убежден: если ты сам недавно вступил в лоно Церкви, то не пытайся никого учить. Научись сперва сам. Мои слова на родителей, естественно, не очень действовали: они не ходили в храм. Скажу честно, что у меня так и не возникло никакой методики по обращению к вере старшего поколения. Мне кажется это в каком-то смысле даже искусственным и неправильным. Если ребенок пытается учить родителей уму-разуму, то выглядит это просто дико. Для меня очевидно, что если дети обратились к Богу помимо родителей, то и тем более родители могут обратиться к Богу без навязчивости со стороны детей. Повлиять может только добрый пример. Люди всегда тянутся к тому, что приносит им благо, пользу. И когда они видят на конкретном примере и осознают, что Церковь несет душе благо, тогда наступает переосмысление. Мои родители обратились к Богу помимо какой-то пропаганды с моей стороны. Еще приоткрою секрет: когда я учился в семинарии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, то регулярно, практически каждый день, ходил к преподобному Сергию. Каждый раз я нес с собой записку с именами родных людей и молился об их обращении к Богу, о спасении их душ. За то время, что прошло с тех пор, практически все родные действительно обратились к Богу. Но совершалось это как-то незаметно для глаз. Сначала в храм пошла мама, стала исповедоваться, причащаться. Потом стал изредка ходить папа. Прошли годы, и получилось так, что родные нам люди построили храм блаженной Матроны Московской, храм тут же занял центральное место в жизни многих родных людей, а мои родители поселились прямо рядом с храмом, папа сам стал исповедоваться и причащаться, без чьих-то просьб и предложений. Также и бабушка, да и почти все – каждый по-своему, но к Богу пришел. Не думаю, что можно путем споров и дискуссий привести человека к Богу. Обращение к Богу – тайна человеческой души. Старшему нас человеку можно только по-доброму предложить, рассказать про Христа, про то, как жизнь в Церкви укрепляет и питает нас. Но самое главное – постоянная молитва о родных людях, молитва от сердца – она приносит плод. Различие веры и неверия – это не просто разница мировоззрений, это различие двух внутренних состояний, опыта сердца. Одно сердце чувствует Божие присутствие, а другое – нет. Веру в Бога невозможно насадить в душе рассудочно-рациональным путем. Она обретается как откровение, как личная встреча с Богом, и тогда преображается сердце. Если дети обратились к Богу раньше родителей, то это уже огромная духовная победа. Это намного лучше, чем когда обратились к Богу родители, а дети – нет. Обычно родители более трепетно вглядываются в то, чему посвятили себя дети, поэтому часто родители воспринимают от детей обращение к Богу. Хочется вспомнить из истории. Когда на Руси распространялась православная вера, то особенно тяжело шли дела в Ростове Великом. Двух первых епископов выгнали. Третьим епископом был поставлен святой Леонтий Ростовский, но и ему не удавалось склонить местных жителей к вере, его тоже изгнали. Тогда он поселился возле Ростова и стал общаться с детьми местных жителей. Детей привлекала его доброта, а он говорил им о Христе, о спасении, затем крестил их, и после этого к вере стали располагаться и взрослые. Так обращение детей ко Христу стало началом воцерковления всего Ростова. Поэтому обращение к Богу именно детей прежде родителей – отрадное явление в жизни современной России. Через детей вера распространится на всех. По материалам сайта "Православие.ru" |