blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды преподавателей Иерей Валерий Духанин «ОБРАЗ КРОТОСТИ» И ПОЩЕЧИНА АРИЮ Пастыри о ревности по Богу
«ОБРАЗ КРОТОСТИ» И ПОЩЕЧИНА АРИЮ Пастыри о ревности по Богу PDF Печать E-mail
19.12.2014 00:00

 

Православные христиане, рассуждая о том, как дать отпор противникам Церкви, часто вспоминают святителя Николая, который заушил ересиарха Ария.

О том, как относиться к данному «нетолерантному» поступку святителя рассуждают священники Андрей Хвыля-Олинтер, Димитрий Шишкин, Сергий Бегиян, Валерий Духанин и Николай Булгаков.

***

«Учений твоих гласом
поражен был в сердце Арий»

vasilik

Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета, доцент Сретенской семинарии:

– Начнем с вопроса относительно реальности события. Прежде всего, был ли святитель Николай на Первом Вселенском соборе?

До нас дошли списки участников Первого Вселенского собора. Святителя Николая в них нет. Однако, по признанию самих исследователей, списки эти далеко не полные[1]. Нет единодушия даже относительно числа отцов. Одни считают, что их было 270, другие – 318, по числу рабов Авраама, пошедших за ним освобождать Лота. Учитывая то, что кто-то уезжал с собора, кто-то приезжал, в этом не было ничего невозможного. В списках отсутствуют имена достаточно значимых епископов – тем более там мог затеряться скромный епископ Мир Ликийских.

Но скажут: судя по житию, святитель Николай вел дискуссии с Арием. Значит, должны остаться протоколы. Вынужден огорчить читателей: протоколы Первого Вселенского Собора до нас не дошли. Вряд ли они даже велись, иначе на них ссылались бы апологеты Православия: святитель Афанасий Александрийский и др. До нас чудом дошли отдельные документы: Речь св. императора Константина, Символ веры, Правила собора. Тем более до нас не дошли возможные записи беседы святителя Николая с Арием.

Пребывание святителя Николая на соборе засвидетельствовано ранними житиями, в частности, житием, написанным архимандритом Михаилом. И хотя оно относится к 800 г., его составитель явился скорее собирателем древнейших сказаний о святом Николае, чем самостоятельным автором. В древнейших песнопениях, посвященных святителю, присутствует сообщение о том, что святитель Николай спорил с Арием и победил его. Возьмем, например, древние блаженны, датированные первой половиной ΙΧ в.:

 

Учений твоих гласом
поражен был в сердце Арий
и богословскими твоими сетями
был связан язык Евномия.
Троицу безначальную –
Отца, Слово,
Духа Соединосущного –
пространно ты проповедал
и сих осудил
во глубину молчания,
к твари сопричисляющих
Создавшего.

 

Источник этого тропаря очевиден: это 159 послание святителя Василия Великого: «Ибо природой свят Отец и природой свят Сын, и мы не принимаем ни тех, кто разделяет и разлучает божественную и блаженную Троицу, ни тех, кто легко сопричисляет Сына твари»[2]. Свидетельство песнопения подтверждают и прозаические источники. Приведем пример из энкомия св. Андрея Критского: «Ты мечом веры одушевленное разделение Ария вместе со смешением Савелия срубил под корень»[3]. Сходную мысль мы находим и у архимандрита Михаила: «Он ниспроверг скверные пустословия безбожных Ариеманов и Савеллиан»[4].

Ни в древних песнопениях, ни в древних житиях ничего не говорится о том, что святитель Николай физически заушил Ария, однако то, что он сделал это морально и словесно, сказано предостаточно. Есть примеры из Октоиха – каноны, написанные св. Иосифом Песнописцем (+880) в честь святителя Николая. В остальных 6 канонах Октоиха слышна громозвучная проповедь о борьбе свт. Николая с Арием и арианством:

«Изощрен меч духовный явился еси, мудре, лукавыя плевелы еретичествующих посекая и добродетелей стези спасительныя верным углаждая, отче Николае»(канон 3 гласа, песнь 3, тропарь 1).

«Витийствуя божественная, Николае, беззаконнующих незатворенная уста явственно заградил еси и от Ариева губительства многия избавил еси...» (канон 4 гл., п. 8, тр. 1).

«Силою Божиею, преблаженне, еретичествующих полки попрал еси, и от тех прелести стадо твое спасл еси, Николае» (канон 6 гл., п. 7, тр. 1).

«Пажить горькую злочестия Ариева потребил еси, Николае, растворением(собств.: целительным питьем) словес твоих...» (канон 7 гл., п. 6, тр. 3).

«Губящаго древле Господни люди безумнаго Ария удавил еси жилами словес твоих...» (Арий представлен здесь под образом хищного волка, в приступе бешеной ярости бросающегося на пастуха, защищающего стадо; пастух душит его при помощи тетивы своего лука, закручиваемой вокруг головы зверя) (канон 3 гл., п. 7, тр. 1).

«Уставил еси (собств.: задержал, остановил), премудре, твоего святаго языка (точнее: твоих святых словес) струями струи Ариевы хульныя (собств.: потоки Ариевых хулений)...» (канон 5 гл., п. 8, тр. 2).

На основании этих песнопений в поствизантийский период сложилось представление о том, что святитель Николай поразил Ария не словесно, а физически. А если вдуматься, то какая разница: припечатать словом или делом? Еретик, разорвавший ризы Христа и разрушающий Церковь Божию, по идее может быть достоин и того и другого. И бывают ситуации, когда «молчанием предается Бог», и, как говорит мудрое изречение: «Где надо – не промолчи». Слово «толерантность» в медицинском языке означает нечувствие к боли. Горе нам, если наш личный духовный организм останется нечувственным к той боли, которую Церкви Божией причиняют ереси. Напомним, что ариане – духовные отцы современного иеговизма, который считает Сына Божия тварью, кем-то вроде Архангела Михаила. И если святитель Николай поразил и низложил лжеучителя, то он исполнил свой пастырский долг – положил душу свою за паству и исповедал истину.

***

«У нас неизменно должно быть милосердие,
но также обязателен бич веры и духа»

olinter

Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, заместитель заведующего сектором МВД синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, кандидат юридических наук, доцент ПСТГУ, доцент Академии управления МВД России:

– Святитель Николай являет нам великий пример разрешения жизненных ситуаций – выбора поступков, оценка которых связана с православной совестью. Все мы знаем, что почти всегда в поиске вариантов обнаруживается реальная и лукавая двойственность. С одной стороны – истинность веры и духа, а с другой – человекоугодие и зачастую – бесоугодие. Выстраиваются в ряд благие пожелания, выгоды, перспективы, сомнения… Как же нам поступать?

Ответ очевиден: поступать надобно по православной совести. Однако наша совесть – вовсе не всеядная и беспринципная «свобода совести». Совесть – это со-весть, со-причастие с вестью. Для нас, православных, – со-Евангелием, а значит – со-Христом. Евангелие сообщает, как Господь Иисус Христос прощает явную грешницу, однако без компромиссов и без толерантности изгоняет бичом торгующих в Храме. Также и святитель Николай – с любовью помогает мусульманину в его личной беде, но проявляет твердость и силу в защите православной веры. Он это делает и поныне. Вспомним хотя бы «Зоино стояние» 1956 года.

Да, у нас неизменно должно быть милосердие, но также обязателен бич веры и духа. Великий русский философ Иван Ильин по данному поводу написал целую книгу «О сопротивлении злу силою». Святитель Филарет в своем слове в неделю 19-ю по Пятидесятнице заповедал нам: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша». Православная любовь объемлет всё и всех, но она отнюдь не бесхребетна. Она через молитвы и дела святителя Николая, а также всех святых учит ненавидеть грех, а не грешника, быть терпимым к иноверцу, а не к иноверию, не путать политику и богословие, не сочленять ложь с Истиной. Это напрямую касается всех уровней бытия нашей Церкви и каждого из нас. Сию заповедь дал нам святитель Николай, и в нынешнее антихристианское время она значима, как и всегда.

***

«Нужно иметь чистоту жизни и веры, присущую святым,
чтобы иметь и подобное им дерзновение»

shishkin

Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):

– В житии святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских и Чудотворца, есть один эпизод, как сказали бы сейчас, «неоднозначный»: святитель Николай на I Вселенском Соборе ударил по щеке безумного еретика Ария, ядом своих дерзких и богохульных речей отравлявшего души верных. К слову, эта заушина Ария «безумствовавшего» не встретила сочувствия и поддержки у большинства присутствовавших на Соборе епископов, и, как мы знаем, святитель даже был устранен с Собора и заключен под стражу. Но вскоре – вследствие особого откровения Божиего – был освобожден и признан невиновным.

Думается, всё дело в том, что святитель прозрел чрезвычайную меру опасности, исходящей от речей безумного Ария, и поступок архиепископа Николая был вызван его крайним состраданием к тем, кого он хотел оградить от еретического яда, способного уничтожить труды многих поколений проповедников и отравить даже не бочку, а целое море благословенного меда. Мы знаем, кстати, что именно так и случилось впоследствии, и чуть ли не весь Восток на долгие десятилетия оказался заражен арианской ересью. Так что, оценивая поступок святителя Николая, нужно в первую очередь учесть величину его духа, величину и значение самой его личности, а затем и величину духовной опасности, исходящей из уст ересиарха Ария.

Но что же мы можем для себя почерпнуть во всей этой истории? Мы тоже видим сейчас множество беззаконий и восстаний на истинную веру и Церковь. Что мы можем противопоставить этому усиливающемуся потоку зла? Только ли молитву с верой или и действия тоже, и даже действия, связанные с применением силы, необходимой для пресечения зла? Конечно, жизнь настолько сложна и многообразна, что просто невозможно все наши действия «расписать» по нотам, и даже если бы они в самом деле были расписаны, всё равно мы поступали бы не по писаному, а согласно обстоятельствам и – главное – по расположению нашего духа. Вот это кажется ключевым понятием: расположение нашего духа должно быть, безусловно, православным, а это значит не только строгое следование всем регламентам и предписаниям, но и причастность Духу Христову. Единство с Ним. Потому что именно Дух Святой помогает нам принимать правильные и часто спонтанные решения, на обдумывание которых попросту нет времени. Вряд ли святитель Николай еще за минуту до заушения Ария думал о том, чтобы его ударить! Но, видимо, был какой-то момент, когда речь безумствующего еретика превзошла, если можно так сказать, всякую терпимую меру заблуждения, перешагнула грань, зашкалила, стала речью в высшей степени богохульной и дерзкой, – и тогда святитель по ревности о Боге, снедающей его, ударил, заушил Ария. Почти наверняка это было действие спонтанное, но не случайное, конечно. Действие, возможное только для человека, горящего верой, просвещенного благодатью и наделенного острым духовным зрением.

Вообще подобный пример хоть и редкий, но вовсе не исключительный. Мы знаем случай, когда и Господь разгонял торгующих в храме – потому что они дом Божий сделали «вертепом разбойников». И апостол Павел, как помним, предал смерти «солгавших Духу Святому». И святитель Иоанн Златоуст говорит где-то, что если при тебе хулится имя Господне – освяти руку свою ударом. То есть, во всяком случае, отстаивание правды Божией не предполагает только и исключительно пассивное, пацифистское поведение. Но… Наверное, нужно иметь чистоту жизни и веры, присущую святым, чтобы иметь и подобное им дерзновение. Так что прежде чем «освятить свою руку ударом», хорошо бы хоть на мгновение со всей серьезностью и честностью заглянуть в себя и ответить на вопрос: а не есть ли и мне самому за что-нибудь «благочестиво» дать в зубы?..

Проблема, мне кажется, еще и в том, что в наше время вообще усилились радикальные настроения в самых разных областях и есть соблазн уклониться в такой «православно-черносотенный» радикализм. Кстати, это и есть уже, но, мне кажется, это уже какой-то иной дух… иногда за гранью христианства. Все-таки и Господь изгнал торгующих из храма единожды, а не проводил регулярные «рейды», и у святителя Николая мы знаем один такой яркий и особенный эпизод, из ряда вон выходящий, скажем так. То есть сам «ряд», условно говоря, должен быть иной: святая, добрая жизнь, открытая, доброжелательная и исполненная сострадания к человеку при решимости в противостоянии греху. Вот это должно быть нормой, а какие-то «силовые акции», если превращаются в постоянный метод, то, как мне кажется, дискредитируют уже само Православие.

Если же мы говорим о методах отстаивания нашей веры, то острие проблемы не в том, что нет «зубастых» православных, готовых биться за правду до пролития чужой и своей крови, а в том, что мы, православные, зачастую не умеем явить ту потрясающую красоту и духовную высоту Православия, которая была бы привлекательной и убедительной настолько, что люди, глядя на нас, меняли бы свою жизнь. И если мы внимательно посмотрим на жизнь святителя Николая, то увидим, что именно за это его любят в народе и именно потому он так почитаем – что близок и сострадателен в высшей степени каждой душе и готов прийти на помощь по первому зову. Вот этому и будем у него учиться.

***

«Общение в духе кротости и любви
способно быстрее привести человека к покаянию,
чем обличения и укоризны»

begiyan

Священник Сергий Бегиян, настоятель храма во имя великомученика Георгия Победоносца пос. Новоколосово Молодечненской епархии:

– Ревность по Богу – это очень хорошо и даже необходимо. Но направлена эта ревность должна быть в первую очередь на самого себя. Ревность по правде Божий должна подвигать человека, прежде всего, на искоренение грехов в самом себе. Когда святость и любовь Божия заставляют меня бороться со страстями и пороками – это прекрасно.

Однако в наше время, богатое на духовные недуги, эта ревность часто ведет человека в бой не со своими плотью и похотями, а с грехами чужих людей. Такой человек достает из ножен меч обличения и начинает всё крушить направо и налево, не замечая бревна в своем глазу. И этот соблазн особенно процветает в тех людях, которые вроде бы в Бога веруют, а в церковь не ходят. Встречается он, конечно, и в людях воцерковленных, но в меньшей степени, поскольку последние часто слышат в храме поучение о недопустимости осуждения.

Насколько мы можем допускать себе замечания и упреки в адрес других людей? Если речь идет об открытом богохульстве, кощунстве и тому подобном, то, конечно же, кощунника нужно осадить, остановить. Бывает, что это невозможно сделать. Тогда нужно следовать совету апостола Павла: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3: 10).

В святых отцах мы видим, что при всем их совершенстве и великой ревности они старались обходиться с людьми, согрешающими по немощи, кротко. Однако людей злонамеренных, богопротивных, упорных во зле, святые отцы, бывало, наказывали очень жестко. Все мы знаем о пощечине святителя Николая. Многие историки оспаривают этот факт, но мне думается, что он мог иметь место.

Приведу несколько примеров из жития только одного святого – святителя Епифания Кипрского. По молитве святителя Епифания онемел колдун, по его же слову умер злочестивый диакон Карин. Чтобы укротить жадного и ярость Иерусалимского епископа, святитель Епифаний дунул на него – и тот ослеп. Как-то мошенники хотели выпросить у святителя верхнюю одежду, и один из них притворился мертвым. Епифаний покрыл его своей верхней одеждой, совершил заупокойную молитву – и мошенник, и вправду, умер. Один любопытный корабельщик после смерти святителя Епифания хотел обнажить его тело, и мертвый святитель так сильно ударил его ногой, что тот отлетел на несколько метров, упал и умер. Тем не менее, все эти и подобные действия употреблялись и Епифанием, и другими святыми в крайних случаях и исключительно для вразумления нечестивцев. Те из грешников, которые приходили к покаянию, потом исцелялись и даже оживали. И то, что дерзали совершать просвещенные свыше богоносные отцы, не должно быть для нас руководством к действию: ведь даже в житиях святых отцов таких случаев немного.

Мы должны помнить, что общение в духе кротости и любви способно быстрее привести человека к покаянию, чем обличения и укоризны. Вспомним, как несколькими ласковыми словами преподобный Макарий Великий обратил идольского жреца. Это да будет для нас постоянным примером для подражания. А в случаях особых, где слово любви не оказывает действия, прежде всякого другого слова нужно приучить себя возносить мысль к Богу и просить у Него вразумления, как поступить и что сказать.

***

«Нельзя боязливо отмалчиваться, если попирается Истина.
Особенно в интернет-пространстве»

duhanin

Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

– Святитель Николай Чудотворец – святой, в котором совмещались удивительное милосердие к ближним с горячей верностью Богу. А верность Богу – это не просто исполнение нравственных правил, но и чистое исповедание веры, это готовность активно постоять за веру и препятствовать лжи.

Из жития святителя мы знаем, что по современным меркам он поступал совсем не толерантно: в своей епархии искоренял идолов, разрушал языческие капища, в частности приказал разрушить посвященный Артемиде храм, который, наверное, представлял архитектурную, а для язычников – религиозную и культурную ценность. Вспомним, что это было переломное время – рубеж III–IV веков, язычество еще значительно преобладало в обществе, но уже не насыщало души людей, вера Христова всё больше располагала к себе. А вот идолы привязывали души людей к старым устоям, поэтому такое внешнее искоренение было важно и в духовном смысле, потому что когда нет видимого напоминания, то нет и внутреннего повода возвращаться к язычеству. То есть решительные меры святителя Николая диктовались его ревностью по истинной вере и на самом деле тоже милосердием – к душам людей. Вот эти ревность по вере и милосердие к ближним проявились, как это ни странно, и в жестком отношении святителя Николая к лжеучению Ария. Вспомним, что арианство – это первая масштабная ересь, угрожавшая бытию самого христианства. Арианство разрушало веру в Единосущную Троицу. Арианством увлеклись многие епископы, священники и соблазнились тысячи простых людей. Такого до Ария не было. Пощечина – это было жесткое вразумление Арию, святитель как бы говорил: «Опомнись. Что ты делаешь? Ты же посягнул на самое святое!» Святитель Николай поступил так, как и Господь порой пытается жестко предостеречь людей от увлечения чем-то порочным, ведь Господь посылает удары судьбы, чтобы вразумить человека и отвести от дурного.

Предание о поступке святителя Николая описано святым Димитрием Ростовским, который собирал дошедшие из древности свидетельства. Кроме того, это предание существовало в Никейской Церкви, его описывал известный путешественник по святым местам и духовный писатель А.Н. Муравьев, и даже турки-мусульмане в Никее показывали место заключения святого Николая. Святитель был заключен за то, что поразил Ария. Предание подтверждается самой иконографией святого Николая, на которой Господь протягивает святителю Евангелие, а Божия Матерь омофор – так в видении было показано епископам I Вселенского Собора, что Господь и Божия Матерь восстанавливают святого Николая в его епископском достоинстве. Конечно, мы не имеем такого духовного уровня, как святой Николай, значит, не можем повторить во всей мере и его ревность по истинной вере. У нас совсем не то дерзновение перед Богом. Однако святитель всем нам дает пример вообще отношения к лжеучению. Если мы слышим в какой-либо аудитории, что попирается истина, что кто-то выступает против Православия, то нам нельзя боязливо отмалчиваться и отсиживаться, а следует возразить и дать достойный отпор. Особенно это важно делать в интернет-пространстве, во всех своих контактах и прочих интернет-ресурсах. Нам важно иметь внутреннюю верность Богу, которая поможет в решительный момент исповедать веру, не согласиться с ложью. Зачем нам кого-то трогать руками, если в наш век, век информации, можно умело действовать словом. Господь Иисус Христос говорил – и вообще-то эти слова относятся к каждому настоящему христианину: «Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам» (Лк. 21: 15). То есть не надо бояться, а надо исповедовать истину в тех возможных пределах, которые нам предоставлены. Господь нам, несомненно, поможет, но, конечно, при том условии, что сами мы со Христом.

***

«Мы учимся у святых самому главному: как нам жить свято»

bulgakov

Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в пос. Кратово в Подмосковье:

– Для чего мы читаем жития святых? Для того, чтобы решать, правильно они поступали или неправильно, с нашей точки зрения? Или для того, чтобы учиться у них, как нам жить, как нам решать важнейший вопрос: что такое хорошо и что такое плохо?

Вопрос для смирения – риторический.

Мы учимся у святых прежде всего самому главному: как нам стремиться жить свято. У кого же еще нам этому учиться?! Есть такое высказывание: «Если будете учиться друг у друга, будете хуже неверующих».

А если что-то вызывает в нас недоумение в их житиях, или мы с недоверием относимся к чудесам, которые они совершали, или нам не верится, что они могли претерпеть такие мучения, о которых мы и читать-то без содрогания не можем, то дело – в нас, дело в нашей вере.

Читая Священное Писание, читая жития святых, мы можем получить наибольшую пользу, если будем не недоумевать, а меняться – меняя свои представления о жизни, о самых главных и самых сложных духовных понятиях. Заповедь Спасителя «Будьте, как дети» (ср.: Мф. 18: 3) относится, может быть, прежде всего к нашему доверию ко всему святому.

Доверие это нам очень нужно. Не заведомая решенность важнейших вопросов жизни, но ученическое доверие к учителю, который знает неизмеримо больше нас, от которого мы можем принять некое сокровище – или, увы, не принять.

Если святитель Николай заушил Ария, который посягал на Божественную природу Спасителя, на чистоту нашей веры, то значит, проявление любви к Богу, верность Ему, ревность по вере могут быть в особых случаях даже и такими. И такое смирение перед правдой Божией, такая любовь доброго пастыря к овцам, которая не дает ему равнодушно взирать, как волк похищает словесных овец, были Богу угодны. Наш народ чаще всего так и называет его: Николай Угодник.

С нашим народом у святителя Николая, как известно, давняя и прочная взаимная любовь. Недаром на нашей земле намного больше храмов построено Николаю Угодничку, чем любому другому святому. Он одарил наш народ и одаривает своими милостями как никакой другой. И это духовное родство (святитель Николай упоминается в службе Всем русским святым в числе святых наших сродников) – не случайно. Может быть, искренность, детскость, душевность, нерасчетливость, доброта, размашистость, внутренняя свобода нашего народа стали особенно близки Великому Чудотворцу, а он – своей добротой и щедростью, своей прямотой и простотой – всем нам.

Святитель Николай очень добрый святой, но и строгий. Потому что у него настоящая любовь к человеку – то есть прежде всего к его душе.

Когда святитель Николай ударил по щеке Ария, ересь которого угрожала всей Церкви, он дал пример того, что теплохладность-толерантность ценой духовной гибели людей, вечной гибели их душ Богу не угодна.

В любом рассуждении о том, что хорошо и что плохо, на первом месте должен стоять вопрос о спасении. Нас ради человек и нашего ради спасения Господь пришел на землю и пострадал на Кресте. Всё остальное в жизни – второстепенное.

Хотя и остальное важно. Для настоящей любви важно всё, чем живет человек. И всё может послужить его спасению. Мы знаем, как святитель Николай помогает нам в самых простых, обычных наших нуждах. А в конечном итоге все его чудеса служат укреплению нашей веры – то есть делу спасения.

Мы знаем, что епископы не одобрили этого деяния святителя Николая, хотели даже лишить его епископства. Но Господь и Матерь Божия явились некоторым из них и открыли Свою волю, одобрив его ревность: мы видим на многих иконах Николая Угодника, как Спаситель передает ему Евангелие, а Матерь Божия – святительский омофор.

Это очень поучительно для нас.

Конечно, раздражаться, гневаться, руку поднимать в спорах, даже по самым серьезным вопросам, от нас не требуется. Любовь, смирение – это главные вершины, к которым нам нужно всегда стремиться. Но в живой жизни всё бывает не всегда просто и однозначно. Поэтому-то нам всем и нужно духовное руководство. И один из наших величайших духовных руководителей – конечно же, святитель Николай.

Любовь – да, но какая? К кому, к чему, каковы плоды этой любви для любимого, прежде всего для его души?

Смирение – да, но перед чем? Смирение должно быть и мудрым, и сердечным, и любящим, и верным Богу. Недаром есть понятие: смиренномудрие. Смирение перед «общественным мнением», перед модой, перед тем, как «получается», перед нашими страстями, перед хитрой диавольской волей, а не волей Божией – это не то, что нам заповедано.

В необъятной духовной мудрости нет на самом деле никаких противоречий – они есть лишь в нашей ограниченности.

Да, есть заповедь «не убий». Протестанты, еретики, ссылаясь на нее, говорят: «Всё, оружие брать в руки нельзя, в армию не идем».

Но Спаситель сказал и другое: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15: 13). Где ж будет наша любовь, если придет враг топтать родную землю, осквернять наши святыни, убивать беззащитных людей, – а мы что, сможем спокойно стоять в стороне и на это «со смирением» толерантно взирать?

Вот почему Матерь Божия благословляла наших воинов на справедливую, освободительную войну за Ее Дом – за Святую Русь. Вот почему благословил преподобный Сергий Димитрия Донского на Куликовскую битву, да еще двух монахов дал – святых Пересвета и Ослябю – хотя монахам не положено брать в руки оружие. То есть поступил в духе святителя Николая! И Господь благословил наше воинство победой. И в той брани, и в других битвах, после которых мы благодарили Христа Спасителя, прежде всего строительством храмов, по смирению своему сознавая и исповедуя, что без помощи Божией, без Его благословения эти победы были бы невозможны. В том числе и самая великая Победа, 70-летие которой мы будем праздновать в наступающем году, в день великомученика и победоносца Георгия.

Совсем недавно, осенью Господь сподобил меня поклониться святым и многоцелебным мощам святителя Николая в итальянском городе Бари.

Да, мы любим нашего всенародного любимца за его великую отзывчивость на наши просьбы, за его щедрость. За то, что у нас есть такой надежный и добрый друг, с которым жить не страшно, потому что, как бы ни было трудно, он не оставит в беде, мгновенно придет на помощь, если его призвать. Но в Бари поразило еще и его величайшее смирение. Впрочем, он потому и помогает нам, что бы с нами ни случалось…

Святитель покоится на краю этого небольшого портового города, среди маленьких старинных узких улочек, в не самой величественной базилике, и к тому же в подвальной ее части, в крипте – так скромно! Несколько человек заходит в будни помолиться, да и то они оказываются нашими, русскими. До этого мечталось о том, чтобы святые мощи святителя Николая приехали бы к нам, в Россию – чудотворец же всё может, – а уж тут мы бы его так почитали! Вот, думал, когда поеду в Бари, попрошу его об этом… Приехал – а об этом как-то и не попросил. Там увиделось, почему святитель пожелал пребывать своими мощами в тишине, благоговейно нарушаемой прежде всего нашими паломниками, – по смирению! Правило веры и образ кротости… Что было бы, если бы рака с его святыми мощами стояла у нас, в каком-нибудь большом соборе? Ко святым мощам блаженной Матроны, например, люди у нас идут непрерывно, стоят к ним часами в очереди. Можно себе представить, как бы шли к мощам святителя Николая! Это были бы непрерывные молебны, горели бы безчисленные свечи, круглые сутки шла бы нескончаемая вереница паломников со всей России! И вот – ему угодна тишина.

Нынешний день преставления святителя Николая мы встречаем в особенно трудное, тревожное время для нашей Родины. Жизнь учит нас, учит наша великая история, опыт наших предков, что тут особенно нужна горячая молитва. Матерь Божия, спаси Землю Русскую! Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Кто может, да молится ныне, чтобы Заступница Усердная, Мирликийский Чудотворец вновь совершили чудо в нашем Отечестве и беда миновала бы нас, как было не раз на нашей многострадальной и счастливой земле.

Подготовила Анна Ерахтина

19 декабря 2014 года

[1] Прот. Владислав Цыпин. Первый Вселенский Собор. Православная энциклопедия. Т. 9. С. 571-580.

[2] Basilius Caesariensis. Epistula. 159. 2. 30. См. Saint Basile. Lettres, / ed. Y. Courtonne, vol. 2 .Paris, Les Belles Lettres, 1961. P. 230.

[3] Andreas Cretensis. Encomium in sanctum Nicolaum. PG 97 Col 1200.

[4] Anrich. P. 126.