Современная система православного воспитания и образования в Свято-Алексиевской пустыни |
![]() |
![]() |
![]() |
Скляренко Серафим
Научный руководитель - А. Ю. Соловьев,
главный специалист Департамента образования города Москвы,
с.н.с. Института содержания и методов обучения РАО
2003 год
Автореферат
____Дипломная работа «Современная система православного воспитания и образования в Свято-Алексиевской Пустыни Ярославской епархии» исследует теоретические и практические вопросы, связанные со спецификой православной педагогики и их конкретным преломлением в современной практической деятельности педагогического коллектива Свято-Алексиевской Пустыни. Эта работы актуальна, прежде всего, потому, что наше Отечество стоит перед насущными задачами формирования системы воспитания личности, питающейся православными корнями, устремленной к истинным христианским ценностям, воспитания православного гражданина России. Решение этих задач осложнено тем, что мы живем в постатеистическом обществе, и за годы советской власти традиции православной школы были прерваны, а педагогическая мысль, по понятным причинам, развивалась под давлением антихристианских, атеистических догм. Поэтому вопрос о религиозном образовании и воспитании подрастающего поколения является одним из наиболее важных в современной жизни Церкви. Он требует тщательного анализа и обобщения Святоотеческого наследия, изучения опыта практиков дореволюционной и современной православной школы. В связи с этим очевидна важность обобщения бесценных крупиц педагогического опыта, содержащегося в деятельности школ, подобных той, которая явилась объектом нашего исследования. Поэтому основная цель работы и была сформулирована, как «раскрытие целостной системы учебно-воспитательного процесса в Православной гимназии Свято-Алексиевской Пустыни». Поставленная цель определила следующие задачи: - проанализировать Святоотеческое наследие, касающееся проблем православного образования и воспитания; - рассмотреть структуру православной гимназии Свято-Алексиевской Пустыни как реальной попытки воплощения принципов христианской педагогики в условиях современности; - собрать, систематизировать и критически переосмыслить с позиций современности и специфических особенностей общероссийского пространства материалы об организации жизни и педагогического процесса в Свято-Алексиевской Пустыни; - получить ответ на вопрос о преемственности позиций дореволюционной православной педагогики и творчества педагогов Свято-Алексиевской Пустыни. Дипломная работа состоит из вступления, основной части, заключения и 11-ти приложений. Основную часть работы открывает глава, посвященная анализу Богодухновенных источников и литературы по теме работы. Здесь мы предприняли попытку определить, каким образом воплощаются основополагающие идеи христианской педагогики в Священной Истории Ветхого и Нового Завета. Затем мы рассмотрели как освещаются задачи христианского воспитания в Посланиях Мужей Апостольских, обратились к учению Святых отцов. Осмысление этого материала дало возможность более четко уяснить концепцию христианской педагогики. Для анализа соотнесенности деятельности гимназии Свято-Алексиевской Пустыни с официальной позицией Церкви были проанализированы важнейшие документы РПЦ по теме исследования. Это, прежде всего, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», материалы Архиерейских Соборов, доклады и выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Также для выявления преемственности деятельности педагогов Свято-Алексиевской Пустыни мы кратко рассмотрели достижения отечественной христианской педагогики. Следующая глава посвящена непосредственно описанию практики педагогической деятельности в рамках православной гимназии памяти протоиерея В. Лесняка. Прежде всего, мы взяли на себя смелость проанализировать правомерность самой идеи организации православной общины, в рамках которой объединяются для совместного проживания на ее территории монашествующие и миряне, являющиеся представителями различных социальных и возрастных категорий, но объединенные высокими христианскими принципами. Затем мы изучили структуру Пустыни и специфику особенностей пребывания в ней насельников и обучаемых. Выводы были изложены в разделе 2 под названием: «Структура Пустыни. Специфика особенностей пребывания в ней насельников и обучаемых». Воплощению идеи создания на базе Свято-Алексиевской Пустыни Православной гимназии как реализации насущной потребности мы посвятили раздел 3. Принципиально важно было уяснить, как в соответствии с насущной потребностью времени воплощается идея создания на базе Свято-Алексиевской Пустыни Православной гимназии. Для этого необходимо было проанализировать Концепцию гимназии, особенности принятого в обители Устава, характер душепопечительской работы на базе Пустыни и ту роль, которую играет молитва в жизни учащихся. Этому мы посвятили соответственно раздел 4 («Анализ Концепции Православной классической гимназии Свято-Алексиевской Пустыни памяти прот. В. Лесняка и общеобразовательных средних школ обители»), раздел 5 («Основные положения Устава негосударственного общеобразовательного учреждения Православная классическая гимназия-интернат (пансион) Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка»), раздел 6 («Организация учебно-воспитательного процесса в православной гимназии Свято-Алексиевской Пустыни. Реализация основополагающих Уставных положений в учебном плане, расписании занятий, факультативов, кружков, в плане воспитательной работы гимназии») и раздел 7 («Богослужение и душепопечительство как основа воспитательного процесса. Роль молитвы в формировании религиозного мировоззрения учащихся»). Особый интерес вызвали организация учебно-воспитательного процесса в православной гимназии и значение общественно-полезного труда в осознанном выборе христианской жизни, формировании православного мировоззрения учащихся, их социальной адаптации, чему был посвящён раздел 8. Важно было для нас проследить черты сходства и различия организационно-методических и дидактических принципов, положенных в основу деятельности православной гимназии в Свято-Алексиевской Пустыни и тех, которыми руководствовались в своей деятельности лучшие православные педагоги прошлого и, в частности, С. А. Рачинский. Этому мы посвятили следующий, 9 раздел, который озаглавили как «Черты сходства и различия организационно-методических и дидактических принципов, положенных в основу деятельности православной гимназии в Свято-Алексиевской Пустыни, и тех, которыми руководствовался в своей деятельности С. А. Рачинский». В процессе работы над дипломом неожиданно для себя мы столкнулись с таким необъятным пластом духовной культуры, осмыслить и интерпретировать который в рамках ограниченной как временем, так и объемом обычной дипломной работы, является чрезвычайно сложной задачей. Именно поэтому, не решаясь подменять собственными толкованиями и субъективными формулировками объективные данные и в целях сохранения всей возможной полноты восприятия событий и фактов, мы попытались как можно ближе и точнее придерживаться первоисточников и цитировать документы. Выводы, которые мы можем сформулировать, исходя из собранного и проанализированного нами материала, заключаются в следующем: Настало время объединить усилия Церкви, государства и общества, чтобы посредством совместной деятельности спасти современную молодежь от растлевающих ее соблазнов, восстановив традиции православной педагогики. Ведущая роль в этой тяжелой бескомпромиссной борьбе должна принадлежать Православной Церкви как столпу и утверждению истины, сохранившей до настоящего времени полноту благодати. Со своей стороны, государство должно проявить заинтересованность в сохранении и процветании Православной Церкви как традиционной и культурообразующей, объединяющей в своем лоне большинство населения страны, и посему оказывать ей всемерную помощь и поддержку в борьбе за будущее нации - ее подрастающее поколение. Православные педагоги призваны вести детей к истинно духовной жизни, которая есть жизнь с Богом, в Боге и для Бога, и достижима лишь в лоне Матери - Церкви. В практике учебно-воспитательной деятельности изучаемой нами гимназии мы увидели непосредственно, что Церковная жизнь ставится во главу угла всего дела православной педагогики: главная задача педагогической деятельности есть воцерковление, и осуществляется она через личное участие ребенка и его семьи в жизни конкретной церковной общины. Для того чтобы вхождение ребенка в церковный организм происходило наиболее успешно, работа педагогического коллектива православной гимназии в области религиозного воспитания тщательно продумана и проводится в соответствии с намеченным планом. В частности, прежде чем приступить к учебно-воспитательному процессу, руководством гимназии были разработаны Концепция и Устав Православной гимназии, подобран соответствующий коллектив единомышленников, создана полноценная литургическая жизнь в богослужебном годовом круге, умело подобраны педагогические кадры. Все педагоги Православной гимназии являются членами Православной Церкви, благословленными на свое, по сути - миссионерское, служение. На наш взгляд, в настоящей работе удалось доказать, что совершенно оправдал себя такой подход в построении системы образования и воспитания, в котором первейшей задачей ее организаторов стало создание средней школы и соответствующей материальной базы, позволяющей осуществить одновременно обучение детей собственно и светское и религиозное. Социальную устойчивость организма Пустыни, по нашему мнению, обеспечивает учрежденные и реально созданные юридические структуры, Обитель - Братство как благотворительная общественная организация, Гимназия как образовательное учреждение, Православный детский центр - пансион как учреждение социального обслуживания. Во всем образовательном процессе приоритетным стало духовное развитие и нравственное воспитание учащихся. Пребывание детей в этом учебном заведении очевидным образом способствует формированию личности. Анализируя обустройство быта и характер организации учебно-воспитательной деятельности в православной гимназии Свято-Алексиевской Пустыни, сравнив его с основными принципами организации школьной жизни в Татевской гимназии С.А. Рачинского, мы пришли к выводу, что эти две образовательные и воспитательные системы очень близки друг другу. Однако надо заметить, что реальное сравнение с педагогической системой Рачинского сейчас очень трудная задача, по причине малодоступности источников и реализовать её в полной мере, возможно, еще предстоит. В заключение считаем необходимым подчеркнуть, что исследование по данной теме не может быть завершено настоящим трудом, поскольку начатую работу целесообразно продолжить уже на качественно новом уровне. А именно, всесторонне проанализировать черты сходства и различия организационно-методических и дидактических принципов, положенных в основу деятельности Православной гимназии в Свято-Алексиевской Пустыни и тех, которыми руководствовались в своей деятельности лучшие православные педагоги прошлого, и, в частности, С.А. Рачинский, роль учебно-воспитательного процесса в православной гимназии и значение общественно-полезного труда в осознанном выборе христианской жизни, формировании православного мировоззрения учащихся, их социальной адаптации. В конце обучения мне как выпускнику семинарии открылся через рассмотрение этой педагогической системы прекрасный образец устроения современного церковно-народного бытия, открытого для всех и открывающего для каждого мир молитвы и мир знаний, как жажды раскрытия божественного дара Любви.
Отзыв научного руководителя
____В работе Серафима Скляренко на одном конкретном примере поднят вопрос о месте и возможности религиозного образования в современном мире. Автору удалось доказать, что Свято-Алексиевская Пустынь - удачный во всех отношениях пример православного школьного дела, эффективная и целостная несекулярная модель, одновременно решающая задачи интеллектуальной подготовки, социальной адаптации и церковно-нравственного воспитания ребёнка. Достоинством работы также является: конкретно сформулированная задача исследования, оказавшаяся адекватной интуитивному стремлению автора найти образец соединения теории с практикой; привлечение большинства возможных видов источников: нормативно-правовых, административно-статистических, научно-методических, учебно-дидактических, публицистических, творческих работ учащихся. Не привлеченными оказались недоступные автору документы районных и областных служб лицензирования, аттестации и аккредитации государственных органов управления образованием, документы диагностики уровня обученности учащихся, итоговые справки лицензионных комиссий и т.п. Педагогическая проблема была и остаётся одной из главных для осмысления Церковью. Это убедительно показано в первой главе и в разделе 9 второй главы. В последнем автор анализирует черты сходства и различия между школой священника Алексия Василенко и Татевской школой Сергея Александровича Рачинского. В этом направлении научно-исследовательской деятельности видятся большие перспективы, поскольку автором положено только самое приблизительное основание. Однако и этого достаточно, чтобы при сравнении дипломной работы Серафима Скляренко с работами выпускников педагогических вузов она ничем не уступала. Данная работа вносит существенный вклад в осмысление путей решения наиважнейшей задачи: как от школы казённой перейти к школе церковно-народной, но вписавшейся в современные формы образовательной деятельности и современную систему образования. Она подтверждает конкретным примером, что церковная школа должна быть созданием церковных общин, ищущих не только для себя, но и для детей правильной жизни. Несмотря на ряд стилистических и прочих ошибок и неточностей, данная работа заслуживает оценки «отлично» и рекомендации к защите.
Алексей Юрьевич Соловьев, главный специалист Департамента образования города Москвы, преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии.
Рецензия
____Основное достоинство дипломной работы Скляренко Серафима заключается в том, что она представляет собой исследование, выполненное в рамках конкретно сформулированной задачи. Автор исследования глубоко и всесторонне осветил круг вопросов в системе воспитания и образования в православной гимназии Свято-Алексиевской пустыни Ярославской епархии, опираясь на опыт изучения постановки учебно-воспитательного процесса в этой гимназии и привлекая в связи с поставленной задачей ряд нормативных документов, регламентирующих духовно-литургический, воспитательно-образовательный, хозяйственно-экономический, общественно-благотворительный и другие аспекты жизни и деятельности Свято-Алексиевской пустыни: Концепцию Православной Обители - Братства Милосердия Свято-Алексиевской Пустыни, Устав Обители, Концепцию Православной классической гимназии-интерната (пансионата) и общеобразовательных средних школ Обители, Устав Православной классической гимназии-интерната (пансионата) и другие документы, представленные в Приложении к работе. Существенную ценность работы представляют анализ, интерпретация и выявление основных концептуальных положений в организации и функционировании педагогического процесса в Свято-Алексиевской гимназии, уникальный опыт работы которой заслуживает, по мнению автора исследования, объективного признания и распространения «на ниве отечественной православной педагогики» (с. 4). Работа основательно и со знанием дела структуирована и выполнена на достаточно высоком профессиональном уровне. Методологической неудачей следует признать предпринятый автором экскурс в область ранней патристики и в историю отечественной педагогической мысли. Автор серьезно усложнил выполнение поставленной задачи, потратив силы на творческий поиск в той области, которая явно выходит за рамки исследования, и практически не найдя конструктивного применения добытых и систематически изложенных материалов в дальнейшем построении исследования. Исключением здесь является лишь 9-й раздел II-й главы, где автор проводит параллель между педагогической системой С.А.Рачинского и концепцией Свято-Алексиевской гимназии. К стилистическим недочетам работы относятся неоднократное употребление начинающихся с подчинительного союза придаточных предложений в качестве самостоятельных предложений (с. 9, с. 10, с. 31, с. 44) и некоторые неудачные в стилистическом отношении выражения, например: «работа анализирует и разъясняет» (с. 10) (вместо: в работе анализируется и разъясняется), «методологическим основанием для осмысления выносимой на защиту проблематики» (с. 11), «раскрытие вопроса о характере просвещения России» (с. 21), «себе воплощение» (с. 44) (вместо: своё воплощение). Из контекста не понятно, о каком «общероссийском пространстве» (с. 10) и о каких «непреходящих ценностях» (с. 18) ведет автор речь. А.С.Хомяков почему-то назван автором «современным богословом». Следует, тем не менее, заявить, что отмеченные недочеты не могут существенно повлиять на то в целом благоприятное впечатление, которое производит выполненное Серафимом Скляренко исследование. Оно вполне соответствует уровню дипломной работы выпускника высшего учебного заведения, заслуживает высокой оценки и может быть рекомендовано к защите.
Архим. Платон (Игумнов), профессор, преподаватель МДАиС, Николо-Угрешской Духовной Семинарии.
|