Учение святителя Иоанна Златоуста о пастырстве |
![]() |
![]() |
![]() |
Воронко Павел Научный руководитель - иерей Андрей Овчинников, преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии
2003 год
Автореферат
____«Христианство является богоустановленной религией. Для того чтобы люди достигали Царствия Небесного и духовного совершенствования, Господь посылает в наш грешный мир особых богоизбранных людей - пастырей Церкви. В каждом поколении мы можем наблюдать это явление» (Овчинников А., свящ. Пастырская деятельность протоиерея Валентина Амфитеатрова. - Сергиев Посад, 2000 - с.З). На всём протяжении нашей церковной истории мы видим, что Церковь всегда нуждалась в пастырях, а особенно в таковых, которые бы своим словом и живым примером несли слово Божие и не давали повода для осуждающих Церковь. Милостью Божией истинных пастырей довольно много в нашей Церкви. Христос, предостерегая своих верных учеников от лжепастырей, говорил им такие слова: берегитесь тех, «которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). Подтверждение этим словам мы находим и в наше время. «По плодам их узнаете их». (Мф. 7:16) - говорит Господь. В годы секуляризованного советского общества не только верующие чада Церкви, но и её иерархия были загнаны в угол. Их планомерно и методично уничтожали, отправляли в тюрьмы, ссылки. Церковь была "вредна" для общества. И сейчас, когда прекратились эти гонения, Церковь начала расцветать. Строятся новые храмы, открываются семинарии, люди безбоязненно идут туда учиться. Но не всегда чётко представляют свои цели. А желания, веры и знаний, получаемых во время учёбы не достаточно, чтобы начинать передавать свой духовный опыт - его или мало, или совсем ещё нет. И мы с отцом Андреем, моим научным руководителем, поставили перед собой скромную задачу. Нам бы хотелось, чтобы данное сочинение о пастырстве, раскрытое по трудам Святителя Иоанна Златоуста, благотворно повлияло на нынешних студентов духовных школ, чтобы ознакомившись с нашей дипломной работой они более чётко представили себе тот образец пастыря, к которому следует направить свои лучшие силы и способности. Осознавая высоту и ответственность пастырского служения, студенты будут более прилежно учиться и бороться с теми искушениями, которые неизбежны в жизни любого «доброго пастыря». Ведь все мы знали трагедию, произошедшую в Санкт-Петербургской Духовной Академии, когда её студент, получив степень кандидата богословия ушёл в шоу-бизнес и сейчас он ведущий солист группы «Ленинград», распевающий нецензурные песни. Чтобы такого не происходило, нам надо обратить своё внимание на реальность нашей жизни и посмотреть на ту жизнь, которая ждёт нас впереди. Ведь учась в семинарии, ребята закладывают в себя основу того, на что будут опираться в своей пастырской жизни и деятельности. А святитель Иоанн Златоуст богомудро раскрывает образец пастыря. В своих трудах он даёт очень обильную пищу для размышления и пример для подражания, так как лучший путь пастырского служения - личный подвиг пастыря. Мы рассмотрели жизнь и деятельность святителя Иоанна Златоуста и его учение о пастырстве. Мы видим, что святитель, когда речь заходит о пастырстве, говорит: «Когда нужно предстоятельствовать в церкви и взять на себя попечение о столь многих душах, то весь женский пол и большая часть мужского должны устрашиться от этого великого дела, а выступить те, которые много превосходят всех и столько превышают прочих душевною добродетелию» (Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т.II. - М., 1991 - с.414.) Рассматривая учение святителя Иоанна Златоуста о пастырстве, мы в первую очередь обращаем своё внимание на жизнь самого святителя и его пастырское служение, далее по порядку рассмотрели основные положения святителя о пастырстве в целом. Святитель с болью говорит о пастырстве, о тех недостатках, которые невозможно искоренить из пастырской среды в связи с немощью человеческой плоти и духа. Он говорит: «нечистый, видя душу человека беспечного... не перестаёт поражать его до последнего издыхания» (Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. I. - СПб., 1895 - с.420). Хотя и прошло немало времени, но картина данная святителем почти ни чем не изменилась. Всё также пастыри не отвечают тому требованию, которое Господь положил в основание пастырства. Под действием нерадения, лености, себялюбия и сребролюбия самих пастырей, Церковь несёт большие потери как в духовном, так и в физическом аспекте. Поэтому Иоанн Златоуст и указывает на такой образец пастырства, как апостол Павел, который говорит: «Но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».(1 Кор. 9:27) И святитель замечает - «таков должен быть священник» » (Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. I. - СПб., 1895 - с.482). Прежде всего дали общую характеристику пастырства. Расскажем о божественном происхождении и важности пастырского служения. Затем перешли к учению святителя Иоанна Златоуста о пастырстве, о значении и обязанностях пастырского служения. Рассматривая обязанности пастыря, мы особое внимание уделили проповеди Слова Божия, совершению таинств и духовному руководству Народа Божия. А, говоря о необходимости духовной жизни для пастыря, сказали о добродетельной жизни пастыря, о главных искушениях и борьбе с ними. Учения Святителя Иоанна Златоуста о пастырстве очень полно и доступно изложено в его труде «Шесть слов о Священстве». Наставления пастырям мы также находим на страницах всех трудов Святителя. Например, «Слово о Пресвитерах» или «Письмо к пресвитеру Геронтию» , но всё это только дополняет и оттачивает некоторые детали. Вся основа находится в «Шести словах о Священстве». Прорабатывая этот труд, а также те работы, где хоть немного Святитель затрагивает пастырство, я не переставал восхищаться и восторгаться: как полно и доступно Святитель излагает свои мысли о Священстве. Он начинает свои слова с того, что оправдывается перед своим другом Василием, почему в своё время убежал от Священного сана. И в процессе этих оправданий он раскрывает идеал пастырства, - идеал того, как должен выглядеть пастырь, какие добродетели должны присутствовать в нём, как и каких искушений надо избегать. Святитель говорит, что мало кто из пастырей спасается, так как мирянин отвечает только за свои грехи, а пастырь не только за свои, но и за грехи всей своей паствы. В третьем слове святитель говорит об искушениях и перечисляет их. Говорит о том, что надлежит делать пастырю и как можно избегать эти искушения. Каждый пастырь, прочитав это учение, увидит там свои успехи, но одновременно с этим и свои недостатки. Я очень сожалею, что познакомился со всеми трудами Иоанна Златоуста так поздно. Слова Святителя восполнили во мне недостающие знания о Священстве, расширили моё мировоззрение и рамки моего кругозора. Я увидел, что нет достойных людей для принятия священного сана, но говорит Господь: «Что невозможно людям, возможно Богу». (Мф. 19:26). Учение Святителя Иоанна Златоуста как было актуально в его время, когда пастыри не сильно стремились к духовной высоте, так и сейчас, когда в государстве идёт секуляризация всего общества, и институт пастырства, хоть медленно, но всё ж подстраивается под эту современность. Труды Святителя - это как елей на раны больного человека. Из них пастырь может взять для себя очень многое о том, как удержаться от соблазнов этого мира и быть действительно достойным примером в этом погрязшем в грехах обществе. Ведь для будущих пастырей это будет очень поучительно и важно: узнать, что они не первые искушаются, открывают этой грязью, а она была и будет. А такие люди, как Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, боролись с этими проблемами Церкви и победили их в себе. Поэтому мы должны брать пример с великого Святителя и подвижника Иоанна Златоуста и стараться быть похожими на него хоть в малом. Ведь сама Святая Церковь назвала Святителя Иоанна Златоуста великим вселенским учителем и святителем, так как он не только словом, но всей своей жизнью и деятельностью учит и служит во все времена примером и образцом для пастырей Церкви Христовой и для всех православных христиан.
Отзыв научного руководителя
____Дипломная работа Воронко Павла на тему «Учение святителя Иоанна Златоуста о пастырстве» разрабатывает чрезвычайно важную проблематику в Пастырском богословии. В настоящее время общего духовно-нравственного упадка обращение к трудам и учению святителя Иоанна Златоуста для осмысления современных проблем и трудностей в пастырском служении очень актуально. Автор данного сочинения раскрывает тему работы по определенному плану. Введение дипломного сочинения определяет цели и задачи, которые должны быть раскрыты в его исследовании. В разделе «Житие святителя Иоанна Златоуста» автор, используя имеющиеся источники и житийные тексты, составляет полное жизнеописание святителя, внося в него и свое личное мнение и оценку. Перед тем, как раскрывать главную тему своей работы - учение святителя Иоанна Златоуста о пастырстве - автор обращается к известным богословам-пасторологам и дает краткий, но довольно содержательный анализ пастырского служения вообще. От общих взглядов на пастырское служение автор переходит непосредственно к трудам святителя Иоанна Златоуста, на основе которых раскрывает его учение о пастырстве. Автор дипломной работы проработал практически все труды святителя и из них выбрал нужный и необходимый материал, который и лег в основу данного исследования. Интересны и содержательны главы диплома, где автор указывает на главные пастырские добродетели, а также раскрывает необходимость для пастыря духовной жизни и постоянного трезвения. Особая глава посвящена борьбе пастыря со злом, где автор указал главные духовные опасности и искушения, неизбежные на пути пастырского служения. В заключении дипломной работы были сделаны основные выводы и заключения, подведены общие итоги. Заканчивая свое исследование, автор главным выводом считает актуальность и жизненность учения святителя Иоанна Златоуста о пастырском служении, из которого много полезного и нужного для себя могут почерпнуть пастыри Церкви, совершающие свое служение в наше непростое время. В целом, данное исследование соответствует уровню дипломной работы выпускника духовной школы. Автор хорошо потрудился, серьезно отнесся к написанию работы, глубоко исследовал труды святителя Иоанна Златоуста и раскрыл его учение о пастырстве. Несмотря на некоторые технические замечания и орфографические неточности данная работа заслуживает оценки «отлично».
Священник Андрей Овчинников, преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии.
20 мая 2003 г.
Рецензия
____Автор прекрасно справился с поставленной задачей. Видно, что Павел Воронко проникся духом творений святителя, четко представляются ему цели и задачи пастырского служения, что не маловажно для выпускника духовной школы-будущего пастыря. Следует отметить качественное использование творений святителя. Автор руководствуется творениями ведущих пастрологов таких как - епископа Вениамина (Милова), схиархимандрита Иоанна (Маслова), протоиерея Евгения Попова и других, что говорит о высоком уровне написанного сочинения. Следует обратить внимание на большое количество используемой литературы. Хочется пожелать выпускнику Павлу Воронко продолжать изучение богословских наук, а защищаемая им тема была далее разрабатываема до более высокого научного уровня. В целом предоставленное сочинение соответствует уровню дипломной работы выпускника духовной семинарии. Несмотря на незначительные стилистические ошибки и технические неточности, дипломная работа заслуживает оценки отлично - "5".
Священник Сергий Сухенко.
|