blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Дипломные работы Пастырологический аспект в посланиях апостола Павла к Тимофею, к Титу, в свете прав-ной экзегетики
Пастырологический аспект в посланиях апостола Павла к Тимофею, к Титу, в свете прав-ной экзегетики

Воронин Дмитрий
Научный руководитель - кандидат богословия Духанин В.Н.


2004 год




Автореферат

____Наша дипломная работа ориентирована на исследование Пастырских посланий апостола Павла 1-го и 2-го к Тимофею, к Титу, а также толкований на них святых отцов Церкви, писателей и православных экзегетов. Задачей ставится выделить драгоценные жемчужины церковной мудрости из толкований и исследований православных экзегетов и библеистов, а целью – обобщить их и осмыслить для более глубокого усвоения пастырской стороны данных посланий апостола Павла. В наше время Церковь испытывает много трудностей в подборе пастырей для нелегкого служения пасти словесное стадо Божие. Поэтому важно показать, на основании Священного Писания и православной экзегетики, те качества, ту ответственность, которая ложится на кандидатов во священство. Эта тема актуальна была во все времена существования Церкви. Христианской паствой всегда руководили ответственные, умудрённые и опытные мужи, и на высокое призвание пастыря всегда избирались лучшие люди своего времени, могущие сами стоять и других наставить. Литературные памятники разных эпох помогают нам лучше увидеть единство Предания. Образ единого пастыря (Ин. 10, 16) неизменяем для пастырей Церкви всех времен. Убедиться в этом на примерах жизни и учений святых подвижников разных веков всегда бывает очень отрадно. Это лучше всего укрепляет веру и убеждает мужественно переносить скорби, которых всегда много у тех, кто идет за Христом, а особенно у священника. Пастырские послания занимают особое место. Это слово от пастыря к пастырю, от апостола к епископу, это богодухновенные советы по разным вопросам пастырской деятельности. По своему существу, это изложение пастырского мировоззрения. Духовная высота автора данных посланий делает их драгоценной сокровищницей для всех последующих поколений пастырей, из которой они всегда могут взять нужный совет, найти ободряющее слово в затруднительных случаях своего служения. Следует также заметить и то, что специальные работы с темой, тождественной нашей, в современных богословских трудах не представлены. В нашей работе, на основании Пастырских посланий и их толкований, внимание обращено в первую очередь на те качества, которые кандидат во священство должен иметь еще до принятия сана. Это тот минимум, то основание, на котором потом можно будет строить и развивать всю совокупность пастырских добродетелей. Служение пастыря по своему существу есть жертвенное, и именно на это должны быть направлены все необходимые для священнослужителя качества. Призвание к священному сану, как это следует из пастырских посланий апостола Павла, выражается в глубоком внутреннем желании послужить Господу Иисусу Христу, а не в стремлении к власти над паствой. Среди важнейших качеств для лица, облеченного священным саном, ясно выделяются такие как непорочность – чистота внутренней и внешней жизни, воздержание – единобрачие и упорядоченность внутрисемейных отношений, трезвение – духовное бодрствование ума и сердца, целомудрие как здравоумие и благоразумие, благопристойность как внешнее благообразие поведения, милосердие, учительность (дар слова). Причем, учительность христианского пастыря коренным образом отличается от искусства языческого красноречия. Она направлена не на одни умы слушателей, но призвана преображать всю их жизнь. И источник свой эта учительность должна иметь не в одних теоретических познаниях, но и в опыте христианской жизни. Среди пороков, которых пастырю особо необходимо сторониться, выделяются такие, как вспыльчивость, склонность к ссоре, жестокость, нравственное насилие. Опасность представляет собой искушение пьянством. Ведь пастырь не принадлежит сам себе, он должен всей своей жизнью славить Бога, если же он предается пьянству, то крадет себя у Церкви и бесчестит Бога. Особенно великую опасность для пастыря представляют искушения корыстолюбием и сребролюбием, поскольку через руки пастыря часто проходят деньги на благотворительность. Диаконство является первой ступенью в священной иерархии. Поэтому диаконы должны иметь почти такие же добродетели, что и епископы и пресвитеры, с некоторыми особенностями соответственно их служению. И таких надобно прежде испытывать; потом, если беспорочны, допускать до служения (1 Тим. 3: 10). Кандидаты во священный сан должны долговременным опытом благочестивой жизни доказать свою пригодность к служению пастыря. Причем, понятие благочестия в данном случае понимается широко, охватывая весь спектр высоких нравственных качеств будущего священнослужителя, включая также умение вести внешние, хозяйственные дела, не отступая при этом от требований христианских заповедей. Из пастырских посланий следует, что избираемый на степень диакона должен иметь все те добродетели, которые требуются от епископа и пресвитера. И это еще раз подтверждает, что начало и основание хорошего служения пастыря должно быть положено до его рукоположения. Только в таком случае становится возможным впоследствии правильное и неуклонное возрастание священнослужителя в добродетелях внешних и внутренних. Пастырь Церкви имеет нужду во многих дарованиях. Святитель Феофан Затворник указывает на 7 стих 1-й главы второго послания к Тимофею как на ключевой для всего послания. В нем апостол Павел объясняет, какие именно благодатные дары подает Бог в таинстве рукоположения (священства). Эти дары — дух силы, любви и целомудрия. Все последующие наставления во 2-м послании к Тимофею соответственно этим трем дарам разделяются на три части. "Как получившему дух силы, заповедует [апостол]: небоязненно и не стыдясь проповедуй о Господе Спасителе... — (2 Тим. 1, 8-18)" (Феофан Затворник, свт. Толкование пастырских посланий. С. 489.). Дару любви соответствует наставление: заботиться о спасении всех людей, ближних и дальних — (2 Тим. 2, 1 – 13). Дару целомудрия — кротко вразумлять противников — (2 Тим. 2, 14 — 3, 9). Послания апостола Павла показывают, какого дерзновения может достигнуть пастырь, безукоризненно совершивший течение своей жизни. Он "как здесь, мысленно воззревая ко Господу, не потупляет пред лицем Его умных очей своих, но с любовию без страха поднимает к Нему сии очи: так надеется и в будущем веке не быть посрамленным от Господа. Упование воздаяния стоит на свидетельстве совести, что за уповающим не состоит никакого долга" (Феофан Затворник, свт. Цит. соч. С. 630.). Что касается церковное управление, то Апостол Павел дает святому Тимофею завещание, чтобы он воинствовал, сражался, имея опорой веру и добрую совесть. Сравнение войны и управления Церковью объясняет святитель Феофан Затворник: "Управление Церковию, охранение верных с руководством их в деле спасения сравнивает апостол с ведением войны. Ибо тут непрерывная война с неверием, суеверием, суемудрием, слепою неприязнию, война с людьми и с темными силами, возстающими против истины чрез людей..." — и приводит слова святого Златоуста: "мы должны быть готовы на кровавыя битвы, должны ополчиться и не иметь в себе ни малейшей изнеженности" (Феофан Затворник, свт. Толкование пастырских посланий. С. 224-225.). Вера и добрая совесть в этой войне являются как бы укрепленным дотом, который воин "должен защищать и при котором он может с наименьшей опасностью противостоять неприятелю: так и духовному воину или пастырю Церкви, дабы не потерять венца и с пользою воинствовать, нужно знать духовное утверждение, на котором держась, он мог бы видеть, что победа не ускользает из его рук. Иначе усилия его не достигнут цели... Основание, на котором должен утверждаться пастырь, есть вера и добрая совесть" (Полянский П. Первое послание св. апостола Павла к Тимофею. С. 290.). Труд пастыря как проповедника апостол Павел сравнивает с тяжелой и непрерывной работой вола на молотилке, где ему приходится постоянно тянуть за собой тяжелые орудия, очищающие зерна от шелухи. Святитель Феофан приводит на это поучение святого Златоуста: "Видишь ли, каких трудов требует он от учителя? (Подобных труду вола молотящего). Потому что нет, воистину нет другого труда, равного его труду... Поэтому надобно, чтобы учителям все необходимое было доставляемо в довольстве, дабы они не трудились для сего сами и, занимаясь маловажным, не пропускали важнейшего, дабы упражнялись в духовных подвигах и не имели никакого попечения о житейских делах" (Феофан Затворник, свт. Толкование пастырских посланий. С. 392.). В основе общения пастыря с окружающим миром полагается любовь к другому человеку, желание спасения душ всех людей. Даже увещая еретиков и вообще отделяющихся от единства Церкви, истинный пастырь прежде всего и более всего заботится о восстановлении единодушия, дружбы, любви, вместе с коими само собою возвратится и единомыслие. При этом, апостол Павел убеждает и пастыря и пасомых не терять драгоценного времени на пустые споры, но удаляться от них (Тит. 3, 9-11). Молитва – важнейшее оружие в пастырской деятельности. Вообще, именно молитвой начинается и в молитве черпает силы апостольская миссия Церкви, направленная на спасение всех людей (1 Тим. 2; 1, 2, 4). Перечисляя все возможные виды молитвы, апостол Павел внушает пастырям Церкви иметь попечение о людях не только своих, но и внешних для Церкви. Проповедь о Христе, не сопровождаемая молитвой, очевидно, не имела бы никакой силы. Напротив, при содействии Божием, через молитву христианская проповедь может обратить и спасти очень и очень многих. Для успешной пастырской деятельности священнику недостаточно только иметь дары благодати, полученные им в хиротонии, и правильно представлять себе законы пастырства. Ему необходима еще внутренняя живость, усердие или ревность о своем служении, которая помогала бы ему преодолевать все скорби и препятствия на пути богоугождения. Эта ревность не есть что-то отдельное от благодатных даров священства и в своих действиях она целиком согласуется с законами пастырства. Но без этой живой ревности благодать остается бездейственной и весь строй пастырства рассыпается на отдельные предписания, которые не могут уже принести сколько-нибудь заметной пользы ни самому пастырю, ни его пастве. Поэтому апостол Павел находит нужным воодушевить св. Тимофея к пастырским подвигам. Внутри души пастыря должно пребывать трезвение, а по отношению к внешним обстоятельствам — терпение. Проделанный нами труд показал, что послания апостола Павла 1 и 2 к Тимофею, к Титу, формулируя основные правила пастырской деятельности, являются фундаментом для служения православных пастырей на все века. В условиях современного мира, его морального разложения, духовной опустошенности и секуляризации, человек нуждается в «Добром пастыре», мудром и милостивом свидетели Христовой истины, правила деятельности и образ жизни которого изложены в рассмотренных нами посланиях апостола Павла.


Отзыв научного руководителя

____Дипломная работа Воронина Дмитрия «Пастырологический аспект в посланиях апостола Павла 1-ми 2-м к Тимофею, к Титу, в свете православной экзегетики» посвящена исследованию пастырской стороны посланий апостола Павла 1-го и 2-го к Тимофею, к Титу в контексте православной экзегетики. Целью ставилось обобщение и осмысление всего относящегося к служению пастыря как в указанных посланиях апостола Павла, так и в толкованиях на них святых отцов и церковных писателей. Работа отличается подробной структурой (оглавление простирается на три страницы), умелым подбором материала, продуманностью в изложении. Автор не уклонялся в посторонние рассуждения, но всецело сосредоточился на главной линии пасторологических изысканий, при этом, в поле его зрения входят такие вопросы, как призвание к священному сану, внутренние и внешние качества, необходимые кандидату во священство, пороки, которых пастырю следует особенно избегать, умение пастыря управлять собственным домом, дары благодати, вверяемые священнослужителю, а также важнейшие аспекты пастырского служения, такие как церковное управление, душепопечительство, проповедничество, молитвенное делание, пастырские искушения и способы их преодоления, стойкость в вере во время гонений и мн. др., так что можно сказать, что Воронин Дмитрий попытался изложить целостное пастырское богословие на основании рассматриваемых посланий апостола Павла и толкований этих посланий святыми отцами и писателями Церкви. Каждый параграф и каждая мысль основываются на соответствующих цитатах Апостола и высказываниях святых отцов и православных экзегетов. Иногда, в качестве наглядных примеров, используются выдержки из Патериков и Житий святых. Для лучшего уяснения значения отдельных слов Апостола используется греческий текст Нового Завета. Вместе с тем, общий высокий строй работы местами нарушается стилистическими и орфографическими ошибками. Среди источников, на которые опирался Дмитрий, явно преобладают толкования святителя Феофана Затворника. Во Введении можно было бы подробней изложить задачи и методы исследования, резче оттенить актуальность выбранной темы для пастырей именно нашего времени. В целом же, дипломная работа Воронина Дмитрия представляет собой плод трудолюбия, а по содержанию и собранному материалу может заслуживать высокой оценки.

Духанин Валерий Николаевич, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии.


Рецензия

____Дипломная работа Д.Воронина отличает редкой основательностью, строгостью выбранного метода, исчерпанностью, ясностью и последовательностью изложения, а также продуманностью и детальностью общей структуры,- не в ущерб единству повествования. Структура работы точно отражает заявленную тему. Она состоит из трех основных глав, а также Введения и Заключения. Каждая глава посвящена соответствующему аспекту пастырства: необходимые качества, дары благодати Божией и служение (деятельность) пастыря. Каждый из аспектов рассматривается во всей его многогранности, что прекрасно отражено в большом количестве подразделов соответствующих глав. Заявленная тема: "Пасторологический аспект в посланиях апостола Павла... в свете православной экзегетики" - предполагает в первую очередь тщательную и вдумчивую работу с первоисточником - текстами св.апостола Павла. Именно эта задача осуществлена в дипломе с отменным качеством. Выбранный метод изложения темы состоит из краткого комментария соответствующего места апостольского текста. Этот комментарий строится на привлечении текстов святых Отцов и многочисленных православных экзегетов. Их мнения приводятся в соответствии с конкретной идеей и, главное, все они вместе хорошо дополняют друг друга, создавая цельную картину и объемный смысл соответствующего апостольского текста и вскрывая его духовную глубин. Из немногочисленных, скажем сразу, недостатков, следует отметить следующие. Во-первых, отсутствие внятной историографической части и, как следствие этого, - постановки вопроса, т.е.формулировки ведущей проблемы, решение которой и вызвало необходимость данной работы. Быть может, следовало немного острее сосредоточиться на сегодняшнем дне, на актуальности в наше время апостольского учения, которое, впрочем, актуально во все времена Столь же неубедительно выглядит и Заключение, которое не должно быть простым резюме сказанного уже прежде. Второе возможное замечание - чрезмерная, так сказать скромность автора, который естественно, не дерзает вступать в полемику с комментаторами, но, тем не менее, вполне, как нам думается, способен чуть-чуть добавить и своего скромного мнения (прежде всего, что касается актуальности проблемы). И, наконец, третий недостаток работы связан с многочисленными орфографическими и стилистическими ошибками, перечень которых превысит сам Отзыв. Объективности ради стоит отметить, что большая часть ошибок является следствием технической погрешности (опечатки), отчасти поспешности, или невнимательности. Достаточно привести несколько примеров. Вместо "увещевай" и "увещевать" написано "увещавай" и "увещевать" (с. 56 и с. 65). Вместо "пасторологический" написано "пастнрологический" (с. 6),вместо рождали" - "родлали). Не везде проставлены запятые и дефисы (с.6, 2-я строка снизу: фраза “...необходимая для раскрытия темы..." не выделена запятыми. Вставка в цитате "...говорит апостол..." нет дефисов с двух сторон (с. 48). Много слов с пропущенными буквами: "боьных" вместо "больных" (с. 48),"священик" вместо "священник" (с. 65), "наствлениё" вместо "наставление" (с. 60). Несколько слов с неверными окончаниями: "диаконисе" вместо "диаконисе", "Божией" вместо "Божиен" (сс. 48, 37), "гражданской службой" вместо "гражданскою службою" (с. 8)."Неизменяем" пишется вместе, но не "не изменяем" (с. 5). Серьезная ошибка в слове"богодухновенный" (с. 89) - Богодухновенно Священное Писание, но писатели (Апостол Павел) - богодухновенны. Этот перечень можно продолжить, но приведенное ярко свидетельствует о наличии ошибок. И последнее. В письме не принято, чтобы Заголовок был на одной странице, а сам текст на другой (сс. 36 и 84 - Глава III. п. 1 и Глава IV. п. З). Однако, все сказанное выше в части недостатков ни в коей мере не умаляет, и это мы особенно подчеркиваем и повторяем, несомненных достоинств предложенной дипломной работы, заслуживающей самой высокой оценки.

Протоиерей Димитрий Медведев, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии.