blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Публицистика Идеи переустройства Русской Церкви в публикациях Л.А. Тихомирова в начале XX века
Идеи переустройства Русской Церкви в публикациях Л.А. Тихомирова в начале XX века PDF Печать E-mail
15.09.2018 00:00

 

14 сентября 2018 года в рамках семинара по "Истории Русской Православной Церкви" студент IV курса бакалавриата диакон Артемий Кокош представил сообщение об идеях переустройства Русской Церкви в публикациях яркого общественного деятеля конца XIX - начала XX века Льва Александровича Тихомирова.

 

Лев Александрович Тихомиров (1852-1923) – яркий политический и религиозный деятель, который в своей жизни прошел путь от революционера до православного монархиста. В молодости Лев Александрович был активным участником партии «Народная воля», которая известна своими террористическими методами. В 1882 году, после убийства террористами-народовольцами Императора Александра II и последовавших за этим массовых арестов, Тихомиров скрывается в Швейцарии, а затем во Франции.  В 1888 году Лев Александрович неожиданно отказывается от революционных убеждений, выпускает брошюру «Почему я перестал быть революционером», получает Высочайшее помилование и возвращается в Россию. Возможно, изменению взглядов послужило практическое сравнение благополучной и стабильной жизни в Российской Империи с политической жизнью во Франции - стране победившей революции [1]. Кроме того, обращению Льва Александровича, несомненно, способствовали перемены в его религиозной жизни – краеугольным камнем его жизни стало Православие [2].

В 1903 году Лев Александрович пишет статью «Запросы жизни и наше церковное управление» [3]. В этой статье Лев Александрович достаточно подробно критикует недостатки церковного управления, а именно:

1. Церковь не является важной и сильной в глазах народа.

2. Церковь не решает проблемы, а только затягивает их решение.

3. Не видя решения со стороны Церкви, возникающие проблемы решает государство, но это приносит неудовлетворительные результаты и разрушает союз государства и Церкви. 

4. Постоянная смена состава Синода препятствует вдумчивому обсуждению и проведению в жизнь необходимых реформ.

5. Воля Церкви высказывается в обществе крайне нерешительно, голоса Церкви не слышно.

В качестве примеров плачевного состояния церковного управления Тихомиров приводит проблемы института бракоразводного дела, вопрос о состоянии монашества, вопрос молитвы за инославных, вопрос приема старокатоликов и другие.

Причиной развившихся недостатков, по мнению Л.А. Тихомирова, стало реформирование церковного управления при Петре I – в итоге время показало, что Священный Синод не может заменить собой Патриарха и Поместный Собор. Принцип соборности подменен в Синоде коллегиальностью, что, по мнению Льва Александровича, вовсе не есть одно и то же. В силу постоянной смены состава Синода, церковное управление делается слабым – и, напротив, усиливается влияние института обер-прокураторы, который фактически надзирает за епархиями и выступает посредником в отношениях между Церковью и гражданской властью.

Таким образом, Лев Александрович предлагает вернуться к системе Поместный Собор – Патриарх, при этом именно Патриарх должен стать единым исполнительным органом Церкви, а Синод или Поместный Собор должен собираться время от времени и должен взять на себя дело совещательное и законоположительное. Это, по мнению Тихомирова, позволит устранить недостатки современного церковного управления.

В более поздних статьях Тихомиров указывает на вредность затягивания созыва Собора и отвечает на опасения своих противников: «Необходимость Церковного собора» [4], «О необходимости созыва Поместного собора Русской Церкви» [5], «О созыве Поместного Церковного Собора» [6], «Соборное начало Церкви» [7] и др.

Важной работой Л.А. Тихомирова являются его предложения о переустройстве приходской жизни (1907) [8]. В своем выступлении Тихомиров указывает на поспешность при разработке Особым Присутствием типового устава прихода. В частности, Тихомиров критикует идею нового устава об обязательном денежном обложении членов прихода, идею самоуправляемости общины, снижение роли духовенства, некорректность некоторых юридических формул и др. недостатки типового устава.

В другой группе статей Тихомирова размышляет над симфонией Церкви и государства и критикует некоторые правительственные законопроекты, которые представляют опасность для такой симфонии [9], – например, законопроекты о свободе совести [10].

В заключение следует сказать, что работы Льва Александровича Тихомирова и, в особенности, статья «Запросы жизни и наше церковное управление» оказали значительное влияние на решение о созыве Поместного Собора и на ход подготовки к нему.



[1] Смолин М. Всеобъемлющий идеал Льва Тихомирова // Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М.: Директ-Медиа, 2011. С. 5.

[2] Шестрюк М.В. Л.А. Тихомиров: обретение религиозного мировоззрения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2010. С. 33.

[3] Тихомиров Л.А. Запросы жизни и наше церковное управление. М.: Университетская типография, 1903.

[4] Тихомиров Л.А. Необходимость Церковного Собора // Тихомиров Л.А. Публицистика. М.: Директ-Медиа, 2012. С. 139-142.

[5] Тихомиров Л.А. О необходимости созыва Поместного собора Русской Церкви // Тихомиров Л.А. Публицистика. М.: Директ-Медиа, 2012. С. 150-175.

[6] Тихомиров Л.А. О созыве Поместного Церковного Собора // Тихомиров Л.А. Публицистика. М.: Директ-Медиа, 2012. С. 181-186.

[7] Тихомиров Л.А. Соборное начало Церкви // Тихомиров Л.А. Публицистика. М.: Директ-Медиа, 2012. С. 226-230.

[8] Тихомиров Л.А. Современное положение приходского вопроса // Московские ведомости. 1907. № 12-17.

[9] Милевский О.А. Л.А. Тихомиров: из истории формирования консервативной мысли в России в конце XIX – начале XX веков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Томск, 2007. С. 38.

[10] Тихомиров Л.А. Замечания на законопроекты о свободе совести // Тихомиров Л.А. Публицистика. М.: Директ-Медиа, 2012. С. 267-283.