Григорианский раскол Печать
23.02.2019 00:00

 

22 февраля 2019 года в рамках семинара по "Истории Русской Православной Церкви" студент IV курса бакалавриата священник Артемий Кокош представил сообщение о Григорианском расколе в Русской Православной Церкви.

 

Григорианский раскол

Как известно из Евангелия, «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25-26). Эту вечную истину очень хорошо понимала даже советская власть, поэтому с самого начала она поставила задачу ослабить Церковь через создание и поддержание в Церкви всевозможных расколов. Одним из них стал т.н. «григорианский» раскол.

Поводом к Григорианскому расколу стал арест 10 декабря 1925 года Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). В своем завещании митр. Петр указал своими преемниками митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского), Экзарха Украины митрополита Михаила (Ермакова) и архиепископа Ростовского Иосифа (Петровых).[1] Так как находившийся в Москве митр. Михаил отказался от принятия дел ввиду болезни, то посланник от митр. Петра был направлен к митрополиту Сергию в Нижний Новгород. Митрополит Сергий принял дела и 14 декабря 1925 года объявил о своем вступлении в исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, но так и не смог выехать в Москву, поэтому управлял Церковью из Нижнего Новгорода. [2]

Таким образом, образовались сразу два повода к новому расколу: во-первых, невозможность митрополита Сергия прибыть в Москву и, во-вторых, формальное отсутствие у митр. Петра – Патриаршего местоблюстителя – полномочий назначать себе преемника. Опираясь на эти два факта, чекистам удалось убедить ряд иерархов не признавать власть митрополита Сергия. Прежде всего, переговоры велись с еп. Можайским Борисом (Рукиным) и архиеп. Екатеринбургским Григорием (Яцковским), по имени которых новый раскол стал известен как «борисовщина» или «григорианский раскол» [3].

22 декабря 1925 года в Донском монастыре (г. Москва), в котором почивали мощи Патриарха Тихона, состоялось совещание 10 архиереев, не признавших власть митрополита Сергия. На этом собрании был избран новый орган управления Церковью – Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС). [4] Провозглашалось, что новый орган состоит в общении с Патриаршим Местоблюстителем, не вступит в отношения с обновленцами, при этом его главной задачей объявлялась подготовка Собора Русской Православной Церкви не позднее лета 1926г. [5] Довольно скоро, уже 2 января 1926 года, ВВЦС получил разрешение на деятельность от советской власти. [6]

В соответствии с опубликованными внутренними записками ОГПУ, в декабре 1925г. ОГПУ отчитывалось, что «образование ВВЦС вызвало размежевание среди тихоновцев и на местах» [7]. В январе происходит переписка между митрополитом Сергием и ВВЦС, в ходе которой митр. Сергий понимает истинные намерения раскольников и 29 января 1926 года запрещает в служении всех членов ВВЦС. [8]

Чтобы заработать авторитет в глазах колеблющейся иерархии и народа, ВВЦС при посредстве ОГПУ 29 января 2016г. направил доклад арестованному митрополиту Петру, в котором представляло ситуацию в выгодном для себя свете и просила митрополита Петра аннулировать полномочия митр. Сергия и утвердить полномочия ВВЦС. Митрополит Петр, не зная о происходящих событиях, 1 февраля дает условное согласие на образование в Москве коллегиального управления из трех епископов, которое не может организоваться, т.к. из трех названных иерерахов один пребывал под арестом, а другой не мог приехать. [9] Тем не менее, третий член названной митр. Петром Коллегии – архиеп. Григорий – начинает действовать от имени Коллегии. Митрополит Сергий 8 февраля 1926г. в подробном письме блестяще объясняет лукавство действий раскольников и отказывается сложить с себя полномочия. [10] Митрополит Сергий получает поддержку от других иерархов Церкви – некоторые епископы из ВВЦС даже приносят покаяние.

22 апреля 1926г. митр. Петр подтверждает полномочия митр. Сергия и аннулирует свою резолюцию об учреждении коллегии из 3 епископов. Таким образом, после выступления митр. Петра григорианский раскол утратил даже видимость легитимности. Решающим значением в преодолении Григорианского раскола, по нашему мнению, стала поддержка митрополита Сергия значительной частью епископата.

В дальнейшем ОГПУ произвело несколько крупных попыток оживить и укрепить григорианский раскол:

1) Попытка в апреле-июне 1926г. использовать митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) сначала в качестве третьей силы (успешно), а потом в качестве лидера ВВЦУ (безуспешно) [11];

2) Предложение в 1926г. архиепископу Илариону (Троицкому) [12] об освобождении, в случае поддержки им ВВЦУ. На это предложение архиеп. Иларион ответил отказом.

3) С целью оживления раскола в ноябре-декабре 1926 года прошли аресты православного епископата, в том числе был арестован митрополит Сергий. ВВЦУ эти аресты не затронули. Наметилось усиление раскола, однако 1 января 1927г. последовало послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра архипастырям, пастырям и всем чадам Русской Православной Церкви из г. Перми, в котором он называет архиеп. Григория (Яцковского) «самочинником» и подтверждает наложенные митр. Сергием запрещения. [13] После же того, как в марте 1927 года митр. Сергий был освобожден из заключения и в мае 1927 года был зарегистрирован Временный Священный Синод, организованный митрополитом Сергием, ВВЦС утратило рычаги влияния на верующих.

4) После известной Декларации митр. Сергия (29 июля 1927г.) григорианский раскол вновь получил приток епископата. В ноябре 1927 года в Донском монастыре под председательством архиеп. Григория состоялся съезд епископов и мирян в составе более 100 делегатов. Таким образом, период после Декларации 1927г. – время еще одного кратковременного расцвета григорианского раскола: по некоторым данным, к 1929г. около четверти архиереев признавало именно ВВЦУ, а не митр. Сергия. [14] Влияние григорианцев в наибольшей степени отмечалось на Урале, Поволжье, на Дону и в Зап. Сибири. После смерти в начале 30-х гг. лидеров раскольников, григорианский раскол окончательно потерял свою силу. [15]

Таким образом, григорианский раскол в 1925-1930-х гг. внес значительную смуту в церковную жизнь, поэтому он исполнил ту роль, которую ему отводили чекисты. Тем не менее, благодаря твердой позиции митрополита Сергия и поддержавшего его епископата каноническое управление Русской Православной Церковью было сохранено.

 

[1] Завещательное распоряжение Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) о передаче высшей церковной власти в Православной Русской Церкви, в случае невозможности Ему дальнейшего возглавления Церкви // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М.Е. Губонин. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994. С. 422-423.

[2] Мазырин А., иер. Поместный Собор 1917-1918гг. и вопрос о преемстве патриаршей власти в последующий период (до 1945 г.) // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. II:4 (29). С. 43-45.

[3] См. биографию лидера раскольников архиеп. Григория: Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х гг. XX столетия. Сортавала: Изд-во Сортавальской типографии, 1993.  С. 15.

[4] Наказ, выработанный организационной группой епископов учреждаемому Временному Высшему Церковному Совету (ВВЦС) // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М.Е. Губонин. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994. С. 423-424.

[5] Послание Временного Высшего Церковного Совета ко всем верным чадам Святом Православной Церкви. // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М.Е. Губонин. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994. С. 424-426.

[6] Справка административного отдела Народного комиссариата внутренних дел о разрешении деятельности вновь учрежденного Временного Высшего Церковного Совета // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М.Е. Губонин. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994. С. 426-427.

[7] Церковь в сводках ОГПУ / «Совершенно секретно»: Лубянка-Сталину о положении в стране (1922-1934) // URL: http://istmat.info/node/8765 (дата обращения: 21.02.2019).

[8] См.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М.Е. Губонин. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994. С. 427-435.

[9] Каплин П.В., Лавринов В., прот. Григорианский раскол // Православная энциклопедия. Т.12. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2006. С. 455-459.

[10] Третье письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) возглавителю ВВЦС, архиепископу Екатеринбургскому Григорию (Яцковскому) // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М.Е. Губонин. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994. С. 440-443.д

[11] См.: Акты Святейшего Тихона… С. 451-481.

[12] Кострюков А.А. Лекции по истории Русской Церкви (1917-2008). М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. С. 86.

[13] Послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М.Е. Губонин. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994. С. 492-493.

[14] Кострюков А.А. Лекции по истории... С. 86.

[15] Каплин П.В., Лавринов В., прот. Григорианский раскол… С. 459.